2 декабря в Киеве должен состояться съезд Федерации работодателей Украины.
Именно на этот день был анонсирован «долгожданный» приезд ее руководителя – «венского узника» Дмитрия Фирташа. Конечно, очутись олигарх в Киеве – это будет громкое событие, с не очень предсказуемыми последствиями как для самого возвращенца, так и для его негласных покровителей во власти.
Возвращением на родину Фирташ грезит уже давно – еще со времен, когда Земельный суд Вены в апреле 2015-го отклонил запрос Минюста США о его экстрадиции за океан по делу о создании преступной группы и подкупе индийских властей. Украинский олигарх якобы давал взятку за обеспечение участия нужной компании в проекте по разработке титанового месторождения. Тогда же, после благоприятного решения суда, Фирташу вернули заграничный паспорт. Но его адвокаты до последнего ожидали окончательного решения суда, которое окончательно бы развязало их клиенту руки в вопросе передвижения и давало возможность беспрепятственно выехать в Украину. Правда, прокуратура Вены недавно подала апелляцию на решение суда, но это никак не ограничивает Фирташа в его планах.
Теперь вопрос в другом – как опального олигарха, считавшегося одним из ближайших соратников Януковича, да еще и со шлейфом бизнес-партнера Кремля встретят в Украине? Сам Фирташ в своем интервью «Главкому» в июне был далек от конкретики по поводу возвращения: «Как бы там кто ни спекулировал, что я боюсь приехать домой, – это все ерунда. Никто никого не боится… Я думаю, что они (украинские власти – ред.) не очень тут меня дома ждут, если честно. В определенный период до суда они вели себя достаточно аккуратно. А вот, когда увидели, что экстрадиции нет, тут у них загорелся пожар, и они уже начали выбивать все, что можно выбить. То есть, очень им не хочется, чтобы я ехал домой».
Возвращение Фирташа действительно поставит украинскую власть и правоохранителей в странное положение. То, что в Киеве на ходу решают, что делать в такой ситуации, заметно по реакции МВД. Сначала со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина» было распространено заявление пресс-секретаря министерства Артема Шевченко о том, что Фирташ проходит в качестве свидетеля в уголовном производстве в отношении его компании Ostchem, но при этом нет производств, в которых он фигурирует в качестве подозреваемого. Потом Шевченко это заявление опроверг, а соратник главы МВД Антон Геращенко в телеэфире громогласно пообещал арестовать Фирташа, как только тот вернется в Украину.
Выступил с разъясняющим заявлением в фейсбуке и сам министр Аваков: «Согласно ст. 597 УПК Украины, а также ратифицированной Украиной в 2006 году конвенции ООН против коррупции, Генпрокуратура Украины в ответ на соответствующее ходатайство Минюста США даст указания Национальной полиции Украины, в случае прибытия на территорию Украины, провести задержание Дмитрия Фирташа на 72 часа, в течение которых будет оформлено соответствующее решение о 40 дневном аресте, вплоть до передачи всех материалов производства или ряда эпизодов по предъявленным США Фирташу обвинениями».
Подключились к этой резонансной теме и вездесущие добровольцы. Так командир полка «Азов» нардеп Андрей Билецкий пообещал в случае необходимости «вместе с ветеранами движения и боевыми побратимами» произвести «гражданский арест» Фирташа и настаивать на суде над ним именно в Украине. «Гражданский арест» – это, конечно, еще одно феерическое пополнение постреволюционного новояза в придачу к «народной люстрации». Но из уст высокопоставленных официальных лиц пока так и не прозвучало, что же именно Украина сможет предъявить олигарху, если он таки вернется. Без привязки к Штатам и расследуемых махинаций Фирташа в Индии – раз уж личность настолько одиозная, неужели на родине он абсолютно чист? Геращенко в комментарии «Главкому» еще раз подтвердил, что по прибытии в Украину олигарх обязательно будет арестован, но отказался уточнять, по какому делу. Возможно, как раз потому, что с этим-то пока ясности и нет.
Наблюдая за этим «испорченным телефоном», не сдержался от возможности лишний раз «потроллить» украинскую власть еще один «беженец» – Андрей Портнов: «Мое заключение в переводе с юридического языка на человеческий: очень просят не приезжать, потому что нет уголовной перспективы. Не знают, как быть, если все-таки приедет. Уголовно-театральное представление анонсировано, а результативных инструментов и механизмов нет… В случае задержания придётся отпустить через 15 минут. Но ключевое — власть переживает получить очередное резонансное поражение. Ещё один такой гол в ворота может нанести ощутимый удар и по президенту, и по правоохранительным органам, и по всем, кто это придумывает».
Портнов отмечает, что договор об экстрадиции между Украиной и США не подписан (в отличие от США и Австрии), а на получение соответствующего запроса из США понадобится немало времени. Давний оппонент Портнова Сергей Власенко из «Батькивщины» также затрудняется предположить, что именно украинские правоохранители могут вменить Фирташу в качестве повода для ареста.
«Между Украиной и США нет соглашения об экстрадиции, но есть договор об оказании правовой помощи, – напоминает Власенко. – Возможен вариант, что украинские правоохранительные органы получили запрос на проведение отдельных следственных действий с указанным гражданином, но это не означает, что его можно арестовывать или задерживать. Например, если соглашения об экстрадиции между странами нет, прокуратура США пишет письмо на Генпрокуратуру Украины с просьбой провести следственные действия в отношении гражданина Украины, который находится на территории Украины. При этом полномочный представитель Минюста США может при согласии украинской стороны присутствовать при осуществлении тех или иных действий. Но задерживать или арестовывать Фирташа нельзя, если нет соглашения о выдаче и нет открытого в Украине дела. Правда, вы же понимаете нашу реальность, когда отсутствие открытых дел состоянием на сегодня отнюдь не означает, что они не могут появиться уже завтра».
Вопрос также в том, насколько после месяцев «отсидки» в Вене украинскую реальность понимает сам Фирташ. Пример бывшего министра налогов и сборов Александра Клименко, который одно время развел бурную пиар-компанию по собственному камбэку, после чего заглох, пусть и анекдотичен, но показывает, что не все «бывшие» сохранили адекватность в плане своей нужности и важности.
«С большой вероятностью в случае возвращения Фирташа и участия в съезде его ждет «горячий» прием, – считает политолог Владимир Фесенко. – Так что если бы я был советником Фирташа, то не советовал бы ему сейчас возвращаться. Мне кажется он и его советники, живущие, в основном, за границей, просто неадекватно оценивают ситуацию – не ощущают атмосферы современной Украины и даже приемлемого времени для возвращения. Если бы Фирташ вернулся тихо и без помпы где-то во время новогодних праздников, думаю, особых проблем бы не было. А сейчас, ближе к зиме, очень чувствительна проблематика двух революций и эмоционально возобновляется противостояние революционеров и представителей прошлой власти. Последним лучше в этот период сидеть тихо и ничем о себе не напоминать».
За определенные сигналы того, что лед тронулся и отношение к нему власти потеплело, Фирташ мог принять «мировую» с командой премьера Арсения Яценюка. Так структуры олигарха начали постепенно погашать долги перед «Нафтогазом», а суды – снимать арест на имущество Фирташа, который наложило МВД. Был найден компромисс и по задолженности перед Одесским припортовым. Сам же Арсений Петрович стал регулярно отчитываться о «проделанной плодотворной работе» и на телеканале «Интер», принадлежащем группе Фирташа. Правда, Яценюк находит общий язык с большинством олигархов, и на особое отношение Фирташу можно рассчитывать разве что из-за их землячества. Недвусмысленные намеки из МВД, которое относится как раз к премьерской квоте, дали понять олигарху, что все не так просто. И Авакова понять можно, даже если существовали некие договоренности наверху. На министра-долгожителя и так льется поток обвинений (из последних – неоднозначное назначение замначальником Нацполиции Василия Паскала), так что триумфального приезда Фирташа, ему точно не простят.
«Возможно, были предварительные неофициальные договоренности с нынешней властью, что Фирташ и некоторые другие могут возвращаться, – допускает Фесенко. – Но те, кто давал такое согласие, либо тоже не совсем рационально оценивали ситуацию, либо намеренно хотели спровоцировать конфликт, чтобы потом выступить с гневными заявлениями против олигархов или даже демонстративными претензиями. Эти люди же еще по-старому мыслят: вроде бы революционная волна схлынула, и можно возвращаться, а то, что это будет тут воспринято как пощечина и оскорбление на годовщину Майдана, они не понимают».
Как пощечина возвращение разыскиваемого Америкой лица будет выглядеть и в преддверии важного визита в Киев вице-президента США Джо Байдена 7 декабря. Кстати, недавнее усиление Госавиаслужбой контроля за чартерными авиарейсами многие связали как раз с паникой украинских властей после озвученных «чемоданных настроений» Фирташа, но, судя по всему, связаны, они как раз с готовящимся прилетом высокопоставленного американца.
Но если прилетом Байден можно анонсировать с большой долей вероятности, то вот прилетит ли на съезд работодателей, который состоится уже в среду, его главная звезда – это все еще интрига. В пресс-службе Фирташа, ранее анонсировавшей триумфальное возвращение, уже не так категоричны и обещают сообщать последние известия по мере их поступления.
Павел Вуец
Источник: glavcom.ua