Прослушивание мобильных телефонов, перехват SMS, взлом электронной почты и аккаунтов в социальных сетях –  не аннотация к новому шпионскому фильму, это – реальность современной Украины. В последнее время случаи незаконной добычи информации участились – этим пользуются не только ревнивые супруги и озабоченные родители, но и должностные лица и спецслужбы, которые «сливают» разговоры одиозных политиков в сеть. Корреспондент «Сегодня.ua» нашла людей, способных установить шпионскую программу на любой телефон, выяснила цену вопроса и альтернативные способы слежки.

– Тс-с, девушка! Не кричите вы так о прослушке! Вы что, хотите, чтобы вас по статье в тюрьму посадили? Тут везде ментов полно под прикрытием.

Двое парней кавказкой внешности как по команде приставляют указательные пальцы к губам – мол, тише. По легенде я подозреваю, что парень изменяет мне. Поэтому пришла сюда, на  «Караваевы дачи», за программой-шпионом, которая позволит перехватывать звонки и смс любимого. Мне везет: прямо у входа на радиорынок я наталкиваюсь на этих двух ребят. По счастливой случайности оказывается, что они-то как раз и занимаются прослушкой.

По их словам, раньше по такому делу можно было обратиться к любому продавцу мобильных телефонов на радиорынке. Но недавно на такого рода хакеров стали охотиться правоохранительные органы, поэтому теперь те предпочитают работать только с проверенными клиентами. Что, впрочем, не мешает им пойти мне навстречу.

Я даже не успеваю открыть рот, чтобы пересказать свою легенду, как один из кавказцев сочувственно спрашивает:

– Что, парень изменяет, да?

Видимо, такие истории здесь не редкость. Я вооружаюсь грустной улыбкой и произношу заранее подготовленную речь. Один из парней, Руслан, сразу проникается ко мне состраданием:

– Ох уж эти парни, да? Все время из-за них у девушек глаза на мокром месте.

Когда он разговаривает, бессознательно теребит ворот куртки и время от времени покручивает усы. Он рассматривает меня как-то чересчур пристально. Спешу повернуть разговор в нужное мне русло:

– И не говорите. Так такую программу можно установить?

– Конечно, можно, – мгновенно отвечает второй парень. Представляется Артуром. Ему, как и первому, на вид лет 25, только этот, в отличие от Руслана, гладко выбрит, высок ростом, говорит с не таким ярко выраженным акцентом, и усы не отращивает. Оба синхронно двигаются навстречу и начинают суетиться вокруг меня. Артур – я так понимаю, он в этой паре главный, – сразу переходит к делу.

– Установить прослушивающую программу на телефон – это дело буквально на полчаса. Если у вас есть сертификационный номер мобильного парня, могу сделать это прямо при вас. Кстати, какой у него телефон?

– IPhone.

– Пятерка, четверка? – Он щурит глаза и переходит на программистский сленг. Видно, что он заинтересован в беседе и не первый раз ведет такой разговор.

– Пятерка, – отвечаю я. На лице Артура появляется довольная улыбка:

– А, тогда это вообще проще простого. На IPhone и HTC (Desire, если я не ошибаюсь) установить программу-шпион легче всего. Она сделает так, что на ваш телефон будут перенапраляться все смс-сообщения и звонки, которые поступят на телефон вашего парня, – говорит молодой человек, сжимая губы в льстивой улыбке.

– А такие программы есть в свободном доступе? – интересуюсь.

– Нет, конечно. Это профессиональная хакерская разработка.

Парень явно пытается набить себе цену. Перед тем, как идти на радиорынок, я мониторила сеть: аналоги таких программ можно легко скачать в Интернете, причем бесплатно. Интересно, какие нынче расценки на «Караваевых дачах»?

– Стандартная цена – $200, – говорит Артур. – По нынешнему курсу это около 5 тысяч грн, стоимость колеблется в зависимости от сложности работы. Все, что нужно – телефон, на который будет устанавливаться шпионская программа – то есть ваш, и сертификационный номер телефона, который надо прослушать.

– А как узнать этот сертификационный номер?

– Просто возьми ненадолго его телефон. Например, пока он будет в дýше… – Руслан наклоняется и подмигивает мне правым глазом так, будто у нас есть какой-то общий секрет. Я, видимо, упустила тот момент, когда мы с ним успели перейти на «ты».

– Это дело двух минут, – перенимает эстафету в разговоре Артур. – Просто введите *#06#, и телефон сам выдаст вам серийный номер – или числовой идентификатор IMEI, как его называют программисты, – Артур снова не упускает возможности пощеголять IT-терминологией. – Можете прямо сейчас проверить на своем телефоне.

Действительно, когда я ввожу указанный код, на экране моего мобильного высвечивается ряд цифр. Мне, по специальности гуманитарию, они ничего не говорят, но, если верить Артуру, это и есть пресловутый серийный номер телефона.

– Можно сделать не так! – внезапно выкрикивает Руслан. Когда Артур пытается ему возразить, они оба переходят на свой язык и начинают что-то энергично обсуждать – я примерно на полминуты превращаюсь из участника беседы в постороннего наблюдающего. Из дебатов двух кавказских мужчин мой слух улавливает только какие-то несвязные наборы звуков. Наконец Артур поворачивается ко мне и говорит:

– Действительно, можно сделать проще – подбросить ему в машину специальный телефон. В него вживляется программа, которая записывает все разговоры, которые там ведутся, и перенаправляет их на ваш мобильный. Нужно будет просто закрепить этот телефон, например, скотчем под водительским местом. Он без зарядки может лежать там месяц. И обойдется это дешевле, чем первый вариант, – подытоживает молодой человек.

Спрашиваю, насколько дешевле. Артур просит минутку подождать, и его голова в капюшоне, покачиваясь вверх-вниз от быстрого шага, скрывается за поворотом где-то в недрах украинского мини-Шанхая. Я не успеваю опомниться, как передо мной вновь возникает небритое лицо его напарника.

– А как ты поняла, что парень тебе изменяет? – Руслан проявляет прямо-таки болезненный интерес к моей личной жизни. Я прикидываюсь героиней сопливых мелодрам – делаю грустный вздох и с безнадежностью в голосе говорю:

– Ну, как поняла…. По поведению. Он стал не таким внимательным, чаще стал отменять встречи…

– Я вот однажды тоже любил, – задумчиво протягивает парень и снова крутит края усов, подражая Сальвадору Дали. Его взгляд расфокусирован и устремлен куда-то в пространство, и я понимаю, что он целиком погрузился в романтические воспоминания.

– Правда?

– Правда, – вторит мне Руслан. – Я был готов ради нее горы свернуть. В буквальном смысле слова, – его ярко выраженный акцент превращает эту фразу в реплику из смешных анекдотов про кавказцев. Сдерживая смешок, интересуюсь:

– И что же случилось?

– Ну-с, скажем так, она пошла по другому пути… – Он снова отводит взгляд куда-то вдаль и его глаза снова затягивает пелена воспоминаний. Он явно хочет продолжить рассказ, но как раз в этот момент возвращается Артур и со сбившимся дыханием сообщает:

– В общем, есть тут один парень. У него на руках телефон с уже установленной программой для прослушки в машине. Он готов его прямо сейчас отдать за 1 тысячу гривен.

Вот так просто, не сходя с места, на Кардачах можно получить прослушивающее устройство.

Я прошу немного времени подумать. Артур без проблем диктует свой номер телефона и говорит, чтобы я звонила в любое время, когда решу.

– А вы почту можете взломать? Или аккаунт в социальных сетях?

– В каких именно? Аккаунт ВКонтакте я сам могу взломать за полчаса, даже меньше, – хвастается Артур. – Вот с Фейсбуком сложнее, почти как с электронной почтой – придется возиться несколько недель. Мы сейчас стараемся не брать такие заказы, слишком много гемороя. Проще установить шпионскую программу или телефон в машину подбросить.

– А еще лучше – просто возьми и сама за ним проследи, красавица,– говорит Руслан, нарочно делая акцент на последнем слове. – Будешь знать наверняка, изменяет или любит,

Когда я уже поворачиваюсь, чтобы уходить, Артур бросает мне напоследок:

– Только девушка, тс-с, слышите. Не ходите тут и не спрашивайте больше никого об этом. Вам повезло, что вы на нас попали. А то тут ходят всякие со скрытыми камерами. Прикидываются обычными покупателями, а сами шпионят, выведывают… Словом, будьте осторожнее.

Как еще можно легко прослушивать чужой телефон

Новые модели смартфонов

Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group говорит, что фактически любая программа-шпион – это вирус, а чтобы его поместить в ваш телефон, хакеру достаточно просто завладеть им на какое-то время. «Программа будет записывать все ваши разговоры, смс-собщения, указывать местонахождение и отсылать данные на заданный адрес – чаще всего это какой-то сервер, реже – другой телефон. И установить такую программу можно на абсолютно любой телефон. Правда, со старыми моделями сложнее – новые телефоны обладают большими возможностями, у них более мощные процессоры и современные операционные системы. На черно-белую Nokia закачать какую-то видеоигру нереально, не то что прослушивающую программу, хотя хакер-профессионал и с таким раритетом сможет справиться», – утверждает эксперт.

Любые системы авторизации

Александр говорит, любые системы авторизации – находка для хакера, и любую из них легко можно взломать. Он опровергает тезис Артура с радиорынка о том, что электронную почту взломать априори очень сложно – говорит, на время, которое уходит на взлом электронной почти, влияют несколько факторов. «Зависит от того, какой длины пароль, каким почтовым сервисом пользуется человек, применяет ли он двухфакторную авторизацию, сколько устройств подключено к почте. С аккаунтами в социальных сетях ситуация аналогичная», – говорит Ольшанский.

Операторы мобильной связи

На вопрос, могут ли операторы мобильной связи пособничать прослушиванию телефона и перехвату сообщений, эксперт заявляет: «Они не просто могут пособничать – они обязаны это делать, иначе им не выдадут лицензию. По запросу правоохранительных органов они должны выдавать всю историю переписки и звонков абонента – это так называемая легальная прослушка».

«Операторы никогда и никому не пособничают с прослушками и сами ничего подобного не организовывают – это противозаконно, нарушает Конституцию Украины. Да и технических возможностей у них для этого нет», – категорически заявляет Виктория Рубан, руководитель пресс-службы одного из мобильных операторов. Однако она признает, что специальное законодательство (СОРМ – система оперативно-розыскных мероприятий) требует от операторов оказывать содействие уполномоченным государственным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий.

«Любое телекоммуникационное оборудование, которое ввозится операторами в Украину, должно быть в состоянии обеспечивать эту функцию, иначе оно попросту не будет сертифицировано», – рассказывает Виктория. Она настаивает, что во всех цивилизованных странах правоохранительные органы имеют доступ к информации, которая необходима им для раскрытия преступлений и наказания преступников. «Информация о звонках (факте совершения звонка, его длительности, на какой номер он был совершен) предоставляется исключительно по решению суда. Но при этом информацию о содержании звонков или сообщений после их совершения получить вообще невозможно, ее у операторов попросту нет», – говорит руководитель пресс-службы.

Операторы мобильной связи настаивают на том, что их системы информационной безопасности регулярно обновляются и гарантируют потребителям конфиденциальность в пределах своих сетей. По словам представителя поставщика услуг мобильной связи, из-за сложности и контролируемости доступа к оборудованию операторов связи вероятность утечки с него информации об абоненте сводится к нулю.

Интернет

Еще одна угроза – интернет. По словам Виктории, всегда есть вероятность получить из сети вредоносное программное обеспечение, при установке которого смартфоны могут «самостоятельно» выбрать (или отменить вовсе) алгоритм шифрования, несанкционированно передать или уничтожить конфиденциальную информацию абонента.

Специальные мобильные комплексы (GSM)

Помимо традиционных способов прослушивания Александр Ольшанский указывает на еще один – подмену базовой станции с помощью специальных мобильных комплексов (GSM).

Виктория Рубан не отрицает вероятность перехвата информации в свободном эфире: «Радиоэфир между базовой станцией и абонентом является наиболее «удобным» направлением для несанкционированного вмешательства со стороны злоумышленников (атаки на протоколы аутентификации и криптоалгоритмы)».

Она рассказывает, что, несмотря на кажущуюся простоту (такие устройства представляют собой пару модифицированных телефонов и компьютер), они могут стоить от нескольких десятков до сотен тысяч долларов, а работа с ними требует высокой квалификации обслуживающего персонала в области связи.

Принцип работы мобильных комплексов следующий: за счет более близкого местонахождения к абоненту они «перехватывают» сигналы для установления соединения и передачи данных, замещая ближайшую базовую станцию оператора. «Фактически комплекс «вклинивается» между абонентом и базовой станцией. «Поймав» таким образом абонента, этот мобильный комплекс может выполнить любою функцию по управлению соединением абонента, в том числе связать его с любым, нужным злоумышленникам номером; отправить любую информацию на номер абонента от имени его оператора; установить «слабый» криптоалгоритм шифрования либо вообще отменить шифрование для данного сеанса связи», – рассказывает Виктория Рубан и добавляет, что такие комплексы могут находиться в арсенале разных спецслужб.

Однако она уточняет, что просто перехват ничего не дает, так как операторы связи защищают радиоканал путем шифрования. «Применяемый в настоящее время алгоритм шифрования (А5.1) надежно защищает абонентов от прослушивания в эфире. Таким образом, так называемое «пассивное» прослушивание разговора абонента с помощью стороннего оборудования ничего не даст. Для взлома кодов требуется дорогостоящее оборудование и специально подготовленный персонал. Т.е. ценность информации должна быть очень высокой, чтобы окупить многомиллионные затраты на ее получение», – утверждает Виктория Рубан. Но многие люди не скупятся на мобильные комплексы, если игра стоит свечей.

Елена Гитлянская, пресс-секретарь СБУ, рассказала «Сегодня.ua», что буквально несколько месяцев назад в Украине всего за одну неделю было изъято целых три комплекса оборудования, которое незаконно использовалось для прослушивания телефонных разговоров. До этого подобные прослушивающие комплексы не изымали лет пять, говорит она: «Один из этих комплексов прослушивал лидеров Майдана во время Революции Достоинства. В частности, для этого он и был завезен, по нашим подозрениям, представителями ФСБ в Украину». Следствие по этим делам длится в прокуратуре до сих пор.
Как защититься от прослушки?

По словам Елены Гитлянской, в СБУ следят за тем, чтобы граждан Украины не прослушивали – как официально, так и неофициально. «По Конституции у каждого человека есть право на личную жизнь. Прослушивать можно человека только по решению суда в рамках расследования уголовных дел. Даже если у нас есть подозрение, что в деле замешаны террористы, мы все равно идем в суд и берем санкцию на прослушку».

Регулярно СБУ выявляет и изымает ручки с видеокамерами или диктофонами китайского производства, которые люди заказывают через интернет. Несколько лет назад директор одной из киевских фирм по решению суда заплатил за ручку со встроенной мини-видеокамерой стоимостью 10 долларов штраф размером 3400 гривен, а также 783 грн компенсации за экспертизу. Шпионское оборудование по решению суда подлежит уничтожению.

Что касается наказания, статья 359 Уголовного Кодекса Украины предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за прослушку. Так, за незаконное приобретение, сбыт и использование специальных технических средств для негласного получения информации, грозит штраф от 200 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан или тюремный срок до 10 лет лишения свободы. Однако по факту, не все случаи незаконной прослушки телефонов становятся известны правоохранительным органам, ведь установить утечку информации сложно, а с защитой персональных данных в Украине огромные проблемы.

В этой связи эксперты советуют устанавливать приложения только из официального магазина приложений «Google Play Маркет», регулярно обновлять антивирусное ПО, не доверять бесплатному подключению Wi-Fi в кафе, не посещать подозрительные веб-сайты. «Регулярно создавайте резервные копии важных файлов, используйте для них длинные пароли из цифр, букв и символов и не записывайте пароли в текстовом файле в телефоне или блокноте», – советует Виктория. Ну и, конечно же, не стоит оставлять свой гаджет разблокированным без присмотра и давать пользоваться им незнакомцам.

Виктория называет множество приложений (например, EAGLE Security, Darshak, Android IMSI-Catcher Detector, CatcherCatcher), которые есть в свободном доступе. Они могут отображать информацию об используемом криптоалгоритме и тем самым указывать на вероятность перехвата конфиденциальной информации.

Однако и такие мобильные приложения не могут в полной мере гарантировать потребителю защиту от прослушки. Александр Ольшанский к возможности обезопасить себя от прослушки относится крайне скептически – говорит, от этого не застрахован никто. Вопреки распространенным суждениям, понять, что тебя прослушивают, невозможно по наличию каких-то посторонних звуков при разговоре (щелчков, голосов, помех на линии).

Но как же в таком случае уберечься от шпионских программ? Есть ли какой-то универсальный способ избежать прослушки? Александр Ольшанский говорит, что есть, единственный:

– Не разговаривать.

Источник: Сегодня

Предыдущая статьяПинчук обвинил Коломойского в причастности к убийствам
Следующая статьяСын бывшего заместителя Пшонки подал рапорт об отставке после журналистского расследования – СМИ