Телеведущую Светлану Леонтьеву знает и любит вся Украина. Её мнению доверяют миллионные аудитории, а стилю и манере держаться подражают девочки, мечтающие стать звездами экрана.

Популярность пришла к ней в роли ведущей программы «Подробности» на телеканале «Интер», где журналист проработала 10 лет. А с 2008 года знаменитость ведет новости на Первом национальном канале и авторские программы, среди которых – уникальный проект, посвященный театру – «Театральные сезоны».

Светлана Леонтьева – человек тонкий и искренний, остро реагирующий на духовные проблемы современного украинского общества. Готовя интервью, мы прежде всего хотели услышать философское: как противостоять злу, лицемерию и лжи, которыми так пропитано наше сегодня. За время беседы согласились с тем, что многое лечит чтение, изучение истории, встречи с неординарными людьми.

Фото: Дмитрий Бургела

Есть процессы, которые от нас не зависят

– Как вы выстраивали свой имидж на телевидении, который нравится миллионам украинцев?

– В человеке должно быть что-то такое, что свойственно именно ему и никому другому. В нас многое заложено генетически, многое воспитывается и многое мы сами можем в себе изменить, если в детстве и юности получили правильные посылы, если росли в любви, если нам в жизни повезло общаться с необыкновенными людьми. Это всё формирует нас – кирпичик за кирпичиком.

Человек ведь состоит из многого – из слов, которые он слышит и произносит, из впечатлений, из книг, которые читает. Как у Владимира Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!». Это про нашу жизнь. Хотя те, кто сейчас у руля, похоже, не те книжки читали. По крайней мере, не те, которые читала я.

Сейчас вообще мало читают. Я имею в виду не Фейсбук, а литературу. У меня такое ощущение, что все смотрят телевизор. Я его не очень смотрю и считаю, что это, до некоторой степени, «попсовое искусство» (смеется – Ред). Искусство халифов на час. А ведь так важно, какая среда тебя формирует: с кем ты общаешься, куда ходишь, какая музыка звучит, какие программы и фильмы смотришь. Впрочем, фильмы сейчас лучше, чем в 90-е годы, потому что тогда шла сплошная постсоветская криминальная чернуха.

Но есть процессы, которые от нас не зависят. Природные катаклизмы, например. Или социальные, – когда всё негативное в людях и обществе вылезает на поверхность. Видимо, мы сейчас живем именно в такое время: много пены, амбиций, агрессии, неустроенности. Молодые не осознают, что не в деньгах счастье. А когда начинают понимать, уже приходит старость. Время летит быстро – не успеваешь оглянуться, как жизнь прошла.

Мы должны заставить себя думать

 – Сейчас в обществе так много вражды, злобы и лицемерия. Что можно и нужно делать, чтобы зла стало меньше?

– Мир всегда делился на оптимистов и пессимистов – это такая данность. И все проблемы у нас в головах. А в природе нет абсолютного добра и зла, нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого – всё относительно. Это я, как физик по первому образованию, говорю.

Извержение вулкана для человека, живущего у его подножия, конечно, плохо. Но Земля – живая планета и это природный процесс, он формирует ландшафт.

А ведь так важно, какая среда тебя формирует: с кем ты общаешься, куда ходишь, какая музыка звучит, какие программы и фильмы смотришь

Рекомендую читать историю системно – не только по учебникам. Читать Библию. У Экклезиаста сказано: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем”. Давным-давно поняла, что в жизни всегда нужно искать баланс хорошего и плохого. Во всех событиях важно находить для себя объяснение и понимать, что если не можешь изменить обстоятельства, необходимо менять свое отношение к ним. Читать историю полезно всем и всегда.

Мы должны заставить себя думать и опираться на факты. Анализируя факты, всегда можно понять, что произошло. Не надо слышать чужие эмоции и поддаваться собственным. Психологи ведь говорят: “Не кричи, говори тихо и медленно, тогда тебя услышат”. Смотри, думай, анализируй. Эмоция – всегда плохой советчик. А если не разобрался, не ретранслируй свои эмоции, не вступай в ненужные споры.

Закон сохранения энергии существует! Если эмоция выплеснута и не вернулась позитивом, то идет потеря силы и равновесия. И, может, даже какого-то смысла жизни. Да, все люди подвержены депрессивным состояниям, и я тоже иногда впадаю в уныние. Но уныние – один из смертных грехов.

Не люблю я революций. Я – за эволюцию! Одна буква, а как меняет смысл! Это когда процесс изменений – постепенный, когда к власти приходят грамотные, умные и ответственные путем естественного отбора – кто лучше справляется с поставленными задачами, а не больше обещает и платит.

Фото: Дмитрий Бургела

Благодаря программе «Театральные сезоны» я познакомилась с многими неординарными людьми – актерами, режиссерами, художниками. Считаю, что это была моя миссия: рассказывать обыкновенным украинцам о необыкновенных. О тех, кого можно назвать моральными авторитетами нации. Твердо уверена, что таких много среди людей искусства. И именно они способны своим примером помочь простым людям пережить сложные времена. Потому что сейчас мы разочаровываемся во многом – особенно молодежь. Она не доверяет политикам, которые пиарятся в телевизоре вместо того, чтобы выполнять работу, на которую их нанял народ – обустраивать и облегчать жизнь общества. Важно, чтобы люди смотрели и слушали тех, кого они уважают и кому верят; видели, как они реагируют на разные жизненные трудности, сверяли с ними свои мысли, получали человеческие рецепты – как не потерять себя и честь.

Ведь люди сильны не только тем, чего они достигли, а и тем, что могут оставаться людьми в совершенно нечеловеческих условиях. Сильный не тот, кто не падал, а тот, кто смог подняться после падения. После сильных ударов судьбы! И когда такой человек говорит, его слова – не пусты, они подтверждены жизнью. Восхищаюсь такими людьми, и не только их достижениями в профессии…

Театр как метод познания

 – Как на вас повлияла программа о театре и что привнесла в вашу душу?

– Иногда я говорю, что «Театральные сезоны» – это счастливая случайность в моей судьбе. Хотя всё не случайно – Господь ведет, сводит с важными для твоей души и судьбы людьми, помогает что-то познать в себе. Программа родилась благодаря легендарному Богдану Ступке и стала значимой частью меня. А подружились мы с Богданом Сильвестровичем благодаря совместным съемкам (знакомы были давно, но на уровне «здравствуйте – рад видеть»). Все девочки хотят сниматься в кино, и тут я – как все! Мне повезло – меня пригласили! 2005 год, золотая осень. В Каменец-Подольском мои друзья снимают версию «Трактирщицы» Карло Гольдони – фильм «Мосты сердечные». В этой картине мне дали сыграть довольно большую роль второго плана – практически саму себя. Известная телеведущая приехала отдохнуть и не хочет привлекать к себе внимания: старается спрятаться за костюмы 18-го века, маски, парики. Мне даже впервые в жизни пришлось водить кабриолет!

Это был интересный опыт – попробовать себя в новом жанре. И счастье – общаться с потрясающими людьми. Над фильмом работала замечательная съемочная группа, царила удивительная атмосфера. Вот там мы и подружились с Великим Актером. Как-то однажды он мне позвонил и спросил – когда на Первом канале появится телепередача о театре? Вопрос не ко мне, – ответила я Метру, – а к руководителям канала. К сожалению, не любят у нас культуру ни на ТВ, ни в государстве (судя по финансированию! В Украине и до сих пор не осознали ее значения для формирования духа нации, в отличии, например, от Польши).

Пришлось познакомить Богдана Сильвестровича с Егором Бенкендорфом, который тогда руководил Национальной телекомпанией. Они и решили, что… я должна создать программу о театре. Так родились «Театральные сезоны», которые дали мне возможность глубоко погрузиться в удивительный мир лицедейства и обратить внимание украинцев на одно из древнейших искусств человечества.

Я и раньше дружила со многими актерами, режиссерами, художниками. Но когда стала снимать программу, познакомилась с ними в совсем ином аспекте. Одно дело, когда просто вместе пьешь кофе, а другое – когда говоришь о профессии, о жизни, о шкале ценностей, о важном и неважном. Многие из них – такие «глыбы» в профессиональном и личностном плане!

Считаю, что это была моя миссия: рассказывать обыкновенным украинцам о необыкновенных. О тех, кого можно назвать моральными авторитетами нации

Восхищена людьми театра, глубоко изучающими историю, драматургию и философскую мысль. Мы не задумываемся, но чтобы сделать стоящий спектакль, режиссер и актеры лопатят целые эпохи, пласт за пластом. И классика потому вечна, что затрагивает общечеловеческие ценности и проблемы взаимоотношений, которые были, есть и будут – они никуда не деваются. Поэтому в каждом следующем поколении классику переосмысливают и ставят на сцене снова и снова.

Вот недавно пошла на премьеру, чтобы посмотреть игру Александра Кобзаря – яркого актера среднего поколения, недавно получившего звание «Заслуженного артиста». Знакома с ним еще с его студенчества. Спектакль называется «Враг народа», поставлен по пьесе Генрика Ибсена, написанной в 1882 году. Маленький городок в Норвегии, бальнеологический курорт, целебные источники, доктор и директор курорта – родные братья. И вдруг доктор понимает, что люди болеют потому, что пьют из этих источников загрязненную воду. Водопровод нужно переделать. А город и элита – живут за счет курорта! И простых людей, которые сдают квартиры приезжим, подняли на восстание против этого доктора. Оказывается, что обществу правда не нужна! Оно предпочитает ее скрыть в угоду «золотому тельцу». Доктора изгоняют – заставляют уволиться и уехать. Разве не напоминает это нынешнюю ситуацию в нашей стране? Многие ведь, как страусы, спрятали головы в песок и не хотят видеть убожество пены, вынесенной революционной волной на гребень власти…

Фото: Дмитрий Бургела

Театр – это метод познания жизни! Не я заметила, а кто-то из классиков. И нынешний театр, в отличие от телевидения, мне очень нравится – он быстро реагирует на современность. Сейчас есть несколько пьес – не прямолинейных, иногда очень жестких и ироничных, заставляющих думать и понимать, что мир надо воспринимать таким, каков он есть. К сожалению, моя программа не выжила – пала под напором реформ, которые на телевидении тоже происходят. Хорошие или плохие – это отдельная тема для обсуждения.

Кричала, что уйду из эфира, за пять минут до его начала

– Как поменялась журналистика за последние 20 лет?

– Была всегда уверена, что многое зависит от того, какие люди приходят в журналистику. Сама я, уже будучи журналистом-практиком, закончила Университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого – факультет экранных искусств. А в начале карьеры журналистике меня учил диссидент и публицист Сергей Набока, который с 1980 по 1983 год провел в тюрьме, потому что был членом Хельсинского союза по правам человека. Такие люди, как он, боролись за свободу слова в Украине, хотели сделать доступной информацию о политиках и власть имущих, задумывались о разнице между свободой и вседозволенностью, между демократией и анархией. Ведь эта грань существует! И важно ее не переступить. И стандарты существуют – их нужно изучать и запоминать, как библейские законы.

– Современные журналисты – рабы?

– Не могу сказать обо всех – говорю только о себе. Наверное, я уже достаточно давно в том статусе и той весовой категории, когда чувствую себя свободной. Общаюсь с тем, с кем хочу, делаю и пишу то, что считаю нужным. Вместе с тем, конечно, всегда есть какие-то правила игры.

– Как не прогибаться молодым журналистам?

– А надо иметь принципы! Думать. И не бояться доказывать свою правоту. Я же работала на телеканале «Интер» в программе «Подробности», и это был непростой период – тогда появились «темники». Сама их не видела – они заканчивались на уровне главного редактора. Конечно, были случаи, когда я противилась чему-то. Но случалось, что вынуждена была говорить то, что написано не мной и не отражает мои мысли.

Помню, обновили оборудование студии и ньюз-рума. Я – ведущая «Подробностей». Это – финишное звено информационного итога дня, подготовленного большим коллективом: журналисты, редактора, режиссеры. И вот работаю в прямом эфире, читаю по суфлеру подготовленный мной текст, поскольку верстала выпуск вместе с выпускающим редактором. И вдруг мне говорят: “У тебя новая информация” – минуты за три до конца выпуска. Не успеваю ее даже просмотреть, чтобы понять, о чем речь. Информация вбрасывается человеком с «максимальным правом доступа» и через 3 секунды появляется у меня в суфлере – такая технология. И я вынуждена озвучить эти слова, потому что такая моя работа!!!

Многие ведь, как страусы, спрятали головы в песок и не хотят видеть убожество пены, вынесенной революционной волной на гребень власти…

А поставить новый материал мог только главный редактор. Он – человек умный, системный, но… партийный! И знает, что оскорбил мое журналистское честолюбие и нарушил принципы. Поэтому главред до конца выпуска убегал с работы, чтобы я на волне эмоций не зашла и не сказала всё, что о нем думаю. А на следующий день мы могли это обсудить. В оправдание наш шеф-редактор говорил: “Где я могу – сопротивляюсь и «отбиваюсь». До последнего момента…”.

Фото: Дмитрий Бургела

Однажды мы спорили о том, что не представляем другую точку зрения. Вопрос был, давать половинчатую информацию либо нет. И я даже кричала, что уйду из эфира за пять минут до его начала, если уберут комментарий другой стороны – был такой маленький шантаж в моей жизни ). И я выиграла, потому что информацию вообще сняли с эфира, но в исковерканном виде не подали.

Нельзя жить в закрытом обществе

– Как вы относитесь к тому, что большинство украинских медиа сейчас буквально напичканы информацией, которая появляется в виде темников уже от действующей власти?

– Я 21 год проработала в новостях, но сейчас – не работаю, и потому не знаю. Но точно знаю, что нельзя жить в закрытом обществе. Доступ к информации должен быть довольно полным (кроме секретов промышленной и экономической безопасности – они существуют во всех странах), для того, чтобы люди могли выбирать и понимать, что происходит.

Наши сограждане должны иметь возможность смотреть американские программы, ВВС, европейские и российские тоже! Да – это враги, смотрите – что они показывают! И право каждого – смотреть или нет. Живя в демократическом обществе, человек вправе просматривать все каналы, читать все источники. Чтобы знать врага, формировать свою точку зрения и принимать решение. А ограничения говорят лишь о некой слабости. Да, мы не выдерживаем конкуренции: российское телевидение оказалось сильнее (туда миллионы всегда вкладывали!), их пропаганда – эффективнее, а нам нечего противопоставить, кроме амбиций! И правда, что наша страна была не готова ни к войне, ни к агрессии. Но тут я уже не могу не сказать, что Господь всё видит.

Наши сограждане должны иметь возможность смотреть американские программы, ВВС, европейские и российские тоже! Да – это враги, смотрите – что они показывают! И право каждого – смотреть или нет

Говорят, что это общий закон развития общества: если народ забывает, что такое война, ему она и даётся. Помните, как мы шутили: “Вы еще поднимете тост за мир во всём мире”?! Мы ценили мир, пока не умерло большинство из поколения, пережившего ту страшную войну и говорившее: “Пусть будет всё, но только не война”. И теперь расплачиваемся жестоко за свою забывчивость и беспечность (чтоб не сказать – глупость). Попали в ситуацию страшную и ужасную. Да, говорят, что многие в Украине пьют, гуляют, ходят в рестораны и не знают, что такое нынешняя война. Но все понимают и чувствуют эту войну – кто-то меньше, кто-то больше. Кто-то отдает последнее ребятам на фронте, другие меняют престижную работу на волонтёрство. Есть и те, которые уходят в запой! Еще хуже дорвавшиеся к власти, которые ударяются в коррупционную жадность… Мы все живем под прессингом этой нестабильности!

Украина не знает свои лучшие шедевры

– Расскажите о любимых героях вашей программы «Театральные сезоны».

– Я выбирала для интервью таких людей, чья гражданская позиция, поступки, работы в театре, в кино и на телевидении достойны внимания общества. Абсолютно необыкновенное, интересное и знаковое интервью состоялось с Богданом Сильвестровичем Ступкой, благодаря которому во многом и родилась моя программа. Первой его работой в кино был фильм «Белая птица с черной отметиной» режиссера Юрия Ильенко, вышедший на экраны в 1970 году. Это классика украинского кино, но сегодня фильм актуален, как никогда. Рекомендую всем украинцам его посмотреть!!! Потому что эта картина о нас нынешних, хотя действие происходит в 40-е годы прошлого века в пограничном украинском селе.

В многодетной семье Леся Звонаря родные братья оказались по разные стороны баррикады: один – бандеровец, другой – за советскую власть, третий пытается угодить “и нашим, и вашим”. Фильм о том, как братья отстаивают свои убеждения и готовы за них погибнуть. Так это же про нашу современную Украину! Вот так сейчас и мы раздираемы, вот она – драка внутри себя! И та семья в фильме – как наша страна. Это же украинцы украинцам плохо ремонтируют дороги, сокращают финансирование сельской медицины, поднимают цены и тарифы и не хотят слышать друг друга!

Фото: Дмитрий Бургела

Всегда есть разные точки зрения, но ведь от нас во многом зависит поиск общего языка. Почти 50 лет назад молодому актеру Богдану Ступке, как человеку с якобы отрицательной энергетикой (он мне часто говорил, что НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ: кто мы, что мы и куда с какой энергией идём!), предложили сыграть роль бандеровца. В театре имени Марии Заньковецкой во Львове он создал яркую плеяду негативных персонажей. А надо знать, что Мэтр украинского кино Иван Миколайчук писал эту роль для себя, но цензура советского времени запретила ему играть человека, который борется за волю своей земли. Актер Миколайчук настолько нравился зрителям многомиллионной страны СССР, что если бы он играл бандеровца, то и симпатии общества могли бы оказаться на стороне борцов за независимость Украины. Худой, с колючим взглядом черных глаз, неизвестный широкому зрителю, Богдан Ступка был выбран на эту роль по идеологическим соображениям.

И Миколайчук, который играл «червоного такого хлопця», вел молодого и неопытного в кино Ступку по этой выстраданной роли, помогал ему во всем. В конце съемок Иван сказал Богдану: “Ты хороший актер, тебя ждёт большое будущее!”. А Богдан Сильвестрович, вспоминая эти слова, все время задавался вопросом: а смог бы он сам так хорошо и по-доброму относиться к тому, кто отнял у него любимую роль?..

И классика потому вечна, что затрагивает общечеловеческие ценности и проблемы взаимоотношений, которые были, есть и будут – они никуда не деваются

Фото: Дмитрий Бургела

Эта впечатляющая история и интервью дали мне возможность сделать программу об Иване Миколайчуке и кинокартине «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, а также о съемках моего любимого фильма «Пропавшая грамота» режиссера Бориса Ивченко, снятого по мотивам ранних произведений Николая Гоголя в 1972 году. Удивительный кинофильм с жестокой судьбой – 23 года пролежал на полке, потому что советская цензура сочла его слишком украинским – в нем действительно много нашего национального фольклора и духа. Музыку собирал для него Иван Миколайчук. А пела в фильме молодая Нина Матвиенко с Маричкой Миколайчук, женой Ивана. Собственно, в этой киноленте и родилось трио «Золотые ключи» (с Валентиной Ковальской), которое уже выделилось из хора им. Веревки. Фильм получился яркий, очень ироничный – крутое и вкусное кино! Это была последняя кинокартина, которую сняли о запорожских казаках. Всем говорю, что «Пропавшую грамоту» должен посмотреть каждый украинец. Это притчевая история о наших заблуждениях, душевных болях, о слабостях и желании прогнуться под власть. Всё о нас! Потрясающий фильм, но он попал на широкий экран, когда система проката была развалена, поэтому малоизвестен.

Украина не знает свои лучшие шедевры…

«Белая птица с черной отметиной» режиссера Юрия Ильенко, вышедший на экраны в 1970 году, – это классика украинского кино. Сегодня фильм актуален, как никогда. Рекомендую всем украинцам его посмотреть!..

Нацию формирует культура

– Ваша программа освещала грани только украинского искусства?

– Не только. Замечательное интервью получилось с польским режиссером Кшиштофом Занусси. Говорили, конечно же, о жизни. О том, как Польша прошла слом, как сохранила кино, в отличие от нашего провала в 90-х. Мэтр кино рассказал много интересного, но больше всего мне запомнились два ярких момента. Первый, когда он подчеркнул, что нацию формирует культура – театр, кино и музыка. Это фундамент, на котором можно строить прочную страну. Поляков объединил Шопен. “Вы знаете, сколько стоит танк? – спросил Кшиштоф. – Дорого. Но танками объединить нельзя – можно только разъединить. А музыка способна объединить страну. Вот почему мы так любим и чтим нашего Шопена – на волне патриотизма он звучал везде. И сейчас по всей Варшаве стоят музыкальные скамейки – садишься и зразу слышишь его музыку. Вот так и вас, украинцев, может объединить только культура!”. И тут я полностью согласна с мудрым Занусси.

Люди не должны зацикливаться на ежедневных проблемах – они были и будут всегда – но понимать, что есть что-то большее и общее. Чтобы объединиться, нужен базис, платформа! В большинстве стран – это система моральных общественных ценностей, сформированная на основе культурного наследия, преемственности поколений, уважения к историческому прошлому и традициям предков. С ценностями у нас сейчас беда – старые низвергают, а вместе с ними и понятие приличий… Молодежь совершенно потеряла ориентир в системе «хорошо-плохо-позор»!

Фото: Дмитрий Бургела

А второй момент, поразивший меня в интервью с Кшиштофом Занусси, позже был озвучен и бывшим министром культуры Польши, а нынче директором Варшавской Оперы – Вальдемаром Домбровским. Оказывается, в самом начале своей независимости поляки приняли очень хороший закон: полтора процента доходов от всей рекламы на телевидении, в печатных СМИ, на радио и других носителях идут на развитие культуры!!! На музеи, библиотеки, театр, кино, одним словом – фундаментальные проекты на государственном уровне для того, чтобы объединить нацию! Формировать ее принципы и укреплять устои государственности. Потому что после советского влияния на Польшу, страна и ее граждане должны восстановить свои ценности. В Украине и в голову никому не пришло это сделать – подобный закон принять не смогли и уже, наверное, не смогут. Потому что противодействие рекламщиков и телевизионщиков будет мощным.

Это всё о нас – о нашей красивой стране

– Как вы оцениваете современное состояние украинской культуры и искусства?

– Программа «Театральные сезоны» дала мне возможность углубиться в историю театра и кино, ближе познакомиться с неординарными личностями. И я была в восторге, узнав, сколько потрясающих режиссеров работает в украинском искусстве: замечательный Эдуард Митницкий, воспитавший целую плеяду театральных и кинорежиссеров, Дмитрий Богомазов – один из его учеников, а также молодой режиссер (женщины редко идут в эту профессию) Тамара Трунова, очень ярко идущая вперед, Станислав Моисеев, Андрей Белоус, Стас Жирков…

Публика больше знает актеров, а режиссеры, создающие спектакли, остаются в тени. Но именно они – ум и мозг постановки, они управляют нашими эмоциями, и делают спектакль таким, что его хочется или не хочется смотреть. Именно от режиссера во многом зависит, придём ли мы ещё в этот театр, приведем ли своих детей и друзей.

А вы знаете, что в Киеве есть актер, которому уже 92 года, а он играет на сцене? Это Николай Рушковский – народный артист, который больше 60-ти лет служит сцене театра им. Леси Украинки. Но главная его заслуга в том, что он создал в Киеве три театра! Три! «Сузирья», Новый театр на Печерске и Творческую мастерскую Н.Рушковского. Вот он – герой нашего времени!

У нас великолепный Оперный театр. Украина – удивительная страна, рождающая необыкновенно голосистых людей. Наши оперные певцы поют по всему миру. Начиная с Соломии Крушельницкой и заканчивая теми, у кого сейчас контракты с «Ла Скала», Метрополитен-Опера и многими другими престижными сценами: Людмила Монастырская, Ольга Микитенко, Тарас Штонда, Александр Цымбалюк, Сергей Магера… Музыка – язык общения, не требующий перевода. Сколько иностранцев на спектаклях в нашей Национальной Опере! Потому что шикарные постановки, роскошные декорации, прекрасные голоса, роскошный балет, великолепный хор и симфонический оркестр.

Оперный театр – уникальный механизм взаимодействия. Хоры, много солистов, балет, оркестр – в каждом спектакле задействовано более 200 человек! А это же дорого – во всё мире дорого! В «Ла Скала» самый дешевый билет – минимум 200 евро, а у нас – 20. Поэтому и невозможно пробиться на наши спектакли: зарубежные ценители оперного искусства выкупают билеты через интернет и приезжают к нам!

А вот одна история про Львовский оперный театр, построенный в 1900 году как окраинный театр Австро-Венгерской империи. Можно долго рассказывать о его проектировке и строительстве, поверьте, это интересно. Здание роскошное – по субботам там аншлаг из туристов соседних стран! Очень известный в 19-м веке живописец Генрик Семирадский в Риме написал огромную картину, которая была заказана, как занавес львовской Оперы. Эту картину экспонировали в Европе и не успевали вернуть к открытию театра. Тогда львовский живописец расписал пожарный занавес, который опускается, если в театре вдруг какое-то ЧП. Львовский оперный был открыт с пожарным занавесом, а уже потом в нем установили картину «Музы на Парнасе». Она пережила войну и сохранилась до нашего времени – так называемый парадный занавес. Опускается он, конечно, не каждый день, потому что это произведение искусства – а раз или два в год. Но кто из украинцев об этом знает?! Кстати, Львовская опера изображена на 20-гривневой купюре.

Цените, любите и знайте это!

Танками объединить нельзя – можно только разъединить. А музыка способна объединить страну

– Что наиболее важно для вас в нынешних украинских реалиях?

– Музыканты говорят, что мы, украинцы, не осознаем, что живем в эпоху «трёх С» – трёх великих сочинителей музыки: Евгения Станковича, Валентина Сильвестрова и Мирослава Скорика. Это ныне здравствующие классики, уже вошедшие в историю как величайшие композиторы Украины. Мне часто приходит мысль, что ведь кто-то же жил в эпоху Моцарта. А кто-то – в одно время с Бахом или Шекспиром… И не ценил, а может и не знал об этом! Мы – современники Лины Костенко, Богдана Ступки, Николая Рушковского и этих потрясающих музыкантов. Цените, любите и знайте своих!

Фото: Дмитрий Бургела

Знаете, я горжусь тем, что живу в эпоху Лины Костенко – величайшей поэтессы и гражданина. Кто еще у нас в стране отказался от звания Героя Украины со словами: “Я не ношу политической бижутерии”?! В ее стихах – такая боль, такая красота, такая глубина! Лина Васильевна – Человек-Эпоха! И мне даже повезло с ней парой слов перемолвиться.

Вот об этом хочется говорить. Нам есть чем и кем гордиться. Мне кажется, что об этом важно знать гражданам Украины, особенно молодым. Чтобы ценить себя, свою землю и свою историю.

Мечтаю, чтобы Украина в мире ассоциировалась не с Чернобылем, коррупцией и доступными женщинами, а с высоким уровнем жизни, красотой природных ландшафтов, великими творцами и меценатами!

…Когда-то давным-давно, в декабре 2013 года, увидела по телевидению интервью, касающееся Украины, с моим любимым сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Он заявил, что у него нет Родины. Потому что страна, в которой он родился – это Югославия, а её больше нет.

“Югославия была разодрана извне и изнутри только потому, что сами югославы не смогли договориться, не нашли общей точки зрения. И если вы, украинцы, ваши элиты не сумеют прийти к согласию, к взаимопониманию и не помирятся, то будут разодраны”. Кустурица говорил это тогда, когда в Украине еще не было войны, не аннексировали Крым… Поэтому мы обязаны искать общий знаменатель, учиться слушать и слышать, чтобы быть одной страной. А то пока все умеют только говорить. И часто – не отвечать за свои слова.

Мечтаю, чтобы Украина в мире ассоциировалась не с Чернобылем, коррупцией и доступными женщинами, а с высоким уровнем жизни, красотой природных ландшафтов, великими творцами и меценатами! Чтобы всем хотелось не уехать отсюда, а приехать и остаться.

Автор: Артем Фляжников, Марина Богданова, Persona Top

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяВ Харькове Нацкорпус разгромил съемочную площадку сериала о советских следователях
Следующая статьяОмелян розповів, що може зупинити будівництво керченського мосту