Я не жду смерти, я жду зрителя!
Мороз по коже от анекдота, в котором актер фактически предсказал то, какой будет его смерть. Он рассказал его в интервью на одном из российских телеканалов еще 2011 году.
«Стучится смерть в дверь. Открывают. Она – где Олег Попов?
— Уехал он.
— Как, куда? Не может быть он вот у меня в списке.
— На гастроли уехал.
— Ну ладно. Пойду его соседа возьму.
Через какое-то время возвращается.
— Ну что есть Попов?
— Да нет, же, в Австралию он теперь укатил, на гастроли.
— Вот так дела. Ну что ж, пойду другого кого возьму.
И слышно на записи, что ведущий, слушая актера, даже затаил дыхание. А всемирно известный клоун тогда подытожил: А резюме какое? Чем чаще на гастролях, тем дольше живешь.
А вчера она его у нас таки забрала. Да, настигла прямо на гастролях в Ростове-на-Дону.
Он умер, успев дать в Ростовском цирке два представления. А было запланировано двенадцать. И их не отменят, пообещал директор Ростовского государственного цирка Дмитрий Резниченко. «Только в эти выходные запланированы пять представлений. Мы планируем их провести, мы не планируем их отменять. Вся программа, которая была сверстана под него, уже будет памяти Попова», — сказал он российскому агентству «ТАСС».
Говорят, что произошло все очень внезапно. Днем актер чувствовал себя прекрасно. Вечером в гостиничном номере сел смотреть телевизор и вдруг все… остановилось сердце. Уснул.
И как по особенному теперь звучат в записи его слова, которое он говорил съемочной группе в Германии: «Ну, хорошо я брошу работу и буду сидеть здесь, ждать смерти. А я не жду смерти, я жду зрителя!»
Солнечный клоун и Счастливый Ганс
Говорят клоунада — это вообще душа цирка. Возможно, по этой причине многим из детства лучше всего помнятся не силачи, не акробаты, а клоуны. А еще нетерпеливое, страстное желание оказаться там в самых первых рядах перед круглой ареной, откуда они вытаскивали счастливчиков на сцену для участия в самых неожиданных розыгрышах. И сердце буквально замирало от волнения и предвкушения чуда. На представлениях клоуна Олега Попова в Киевском цирке посчастливилось быть тем, кому сейчас уже за тридцать и немного старше. И это именно они сейчас пишут на смерть великого артиста в соцсетях: с ним окончательно ушло детство. Он на всех представлениях работал с детьми, приходившими на его представления.
Попов выступал со сложнейшими импровизациями — пародировал настоящих цирковых артистов — серьезных эквилибристов и жонглеров; делал все то же, что и они, только в смешных штанах и безразмерной клетчатой кепке.
Эта знаменитая клетчатая кепка была неотъемлемой частью его образа. И авторский грим, делавший его неузнаваемым и красные носки. Даже статуэтка есть такая клоуна в клетчатой кепке. И в какой дом не приди тебе сказали бы, что это – Олег Попов.
Директор Национального цирка, народный артист Украины Борис Заец рассказывал, что во время приездов в Киев на представлениях Попова всегда был аншлаг. По окончании представления Олег Константинович шел в цирковую гостинку, где вместе с женой, дочкой и внуком занимал два скромных однокомнатных номера. Причем обычно просил: «Чтобы мой номер ничем не отличался от других. Я такой же артист, только больше времени нахожусь на манеже». Хотя имел право требовать условия проживания более высокого ранга. Как, например, известный иллюзионист Игорь Кио, предпочитавший люкс интуристовской гостиницы «Лыбидь».
«Обычно на гастролях свой единственный выходной, понедельник, Олег Попов проводил не на пляже или за городом, а… на свалке. Всегда расспрашивал: «Где находится городская мусорка? А где районные?» — и выискивал старые выброшенные вещи. Затем приносил их в цирк, где в маленькой мастерской превращал в экспонаты для домашнего музея или в реквизит. Найдет какой-то необычный самовар или чайник, водопроводный кран, вычистит до блеска — и в собственный музей. У Попова были золотые руки: он и слесарил, и столярничал», — вспоминал Заец в интервью газете «Факты», вышедшем накануне 75-летия актера.
В интервью, которое сам Попов давал в Германии, у его жены спросили о его любимом блюде. Оказывается, любил борщ, причем готовил его сам. И вспоминал пиво «Жигулевское».
Уехал срочно из этих мест
Несмотря на то, что слава к Олегу Попову пришла еще в 50-х прошлого века, а к 90-м у него была не только мировая известность, но и звание народного артиста СССР, он был лауреатом цирковых премий «Белый слон», «Золотой клоун», «Легенда цирка», награжден орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы, с ним поступили, мягко говоря, неблагородно. Когда ему исполнилось 60 лет, государство проигнорировало юбилей артиста.
И он уехал.
«Не скрою, я был очень обижен, когда мне, народному артисту СССР, награжденному орденом Ленина и высшими наградами страны, была назначена минимальная пенсия. Речь идет не о деньгах — об оценке моего труда. На протяжении 40 лет я привозил в страну немалые деньги: из одной поездки до 5 миллионов долларов, хотя все мы, артисты советского цирка, получали 5—7 долларов за представление. Однажды мне приснилось, что я, уже абсолютно старый и седой, стою в переходе метро «Площадь Революции» и жонглирую колечками, чтобы заработать на кусок хлеба. То есть начал нищим во время войны в Салтыковке, нищим и закончил. Тогда мне предложили большое европейское турне и деньги, которых я не получил бы за год работы, хотя по европейским меркам это была средняя зарплата для обычного клоуна. Я согласился и в турне до сих пор», — говорил Попов в интервью.
И это при том, что начал работать в 11 лет, чтобы не умереть с голоду. «Окончив в 1950 году цирковое училище, я ровно 40 лет отработал в Союзгосцирке, который потом стал Росгосцирком», — вспоминал Попов.
Говорят, что еще одной причиной о решении уехать из страны стала серьезная размолвка актера с его товарищем и коллегой по цеху Юрием Никулиным, тот стал тогда директором цирка.
Перед отъездом Попов к тому же похоронил тяжело болевшую первую жену. Умерла, когда он был на гастролях.
Правда, всемирно известному артисту еще было суждено быть счастливым. Через год в Германии он встретил женщину, которая стала его женой. Она была младше артиста на 40 лет. И хотя перед знакомством с ним работала в аптеке, так же как и он была безумно влюблена в цирк. Он потом вспоминал, что тайком от всех Габи жонглировала пузырьками с лекарствами. Они стали работать вместе. А признался он в любви, включив ей в трубку телефона песню: I Just Called To Say I Love You.
За свою жизнь Олег Попов, родившийся в последний день июля 1930 года в деревеньке Вырубово Кунцевского района Московской области работал помощником слесаря на полиграфическом комбинате газеты «Правда», голодал. Работал эквилибристом-комиком в цирке Тбилиси, ассистировал знаменитому мастеру комического жанра Карандашу в Московском Цирке на Цветном бульваре. Снимался в телепередачах, после дебюта в документальной ленте «Арена смелых» (1953) много работал в кино. Наиболее известными картинами с его участием стали «Косолапый друг» (1959), «Последний жулик» (1966), «Приключения желтого чемоданчика» (1970), «Карнавал» (1972), «Мама», «Синяя птица» (1976), «Посторонним вход разрешен» (1987).
Чаще всего в фильмах играл самого себя, в знаменитой клетчатой кепке.
А сегодня немецкая газета Bild пишет об уходе Олега Константиновича Попова — одного из последних великих циркачей.
Скорбит Росгосцирк. «Щедрый, многогранный талант и преданность делу снискали Олегу Константиновичу заслуженное профессиональное признание и искреннюю любовь благодарных зрителей, которая будет наполнять их сердца еще долгие и долгие годы». И даже в Нидерландах его вспоминают сегодня, как одного из самых любимых артистов. Помнят во Франции, Австрии, Голландии, Украине — повсюду где он выступал.
Ну что ж, говорят артист жив, пока живы его зрители. Будем жить и помнить лучшее.