Попытка членов коалиции договориться с Оппозиционным блоком о неком союзе приведет к выходу из Народного фронта и Блока Петра Порошенко значительной части народных депутатов, а коалиция с Оппоблоком равносильна политическому самоубийству, убежден политолог Владимир Фесенко.
Кризис внутри парламентской коалиции с выходом из нее фракции Радикальной партии Олега Ляшко еще больше углубился, и для сохранения большинства фракции, связанные с руководством страны, должны будут идти на уступки фракциям партий «Самопоміч» и «Батьківщина». Об этом в комментарии изданию «ГОРДОН» заявил политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Ляшко решил, что в оппозиции будет легче вести предвыборную кампанию на местных выборах. Думаю, что это одна из причин (выхода из коалиции. – «ГОРДОН»). Но главная причина – это, скорее всего, игра на опережение. Еще в конце прошлой недели депутат от фракции Радикальной партии Игорь Мосийчук заявил, что против него и Олега Ляшко открыты уголовные дела. Также известно, что Генпрокуратура собирается подавать представление о снятии депутатской неприкосновенности с Мосийчука, Лозового и, возможно, с других депутатов данной фракции.
Судя по всему, события, которые произошли 31 августа и в Верховной Раде, и под ее стенами – демарш Ляшко и то, что его партия была одним из организаторов митинга под Верховной Радой – вызвало достаточно резкую реакцию в руководстве страны. Возможно, решили ускорить подачу представления о снятии неприкосновенности с депутатов Радикальной партии, и у Ляшко узнали об этом.
Утечки информации идут со всех сторон, и у всех ведущих политических сил есть свои источники в разных государственных структурах. Вот они и решили сыграть на опережение, поскольку в случае появления такого представления Ляшко будет утверждать, что это месть за голосование конституционного законопроекта, что таким образом преследуют оппозиционную фракцию. Это будет и форма самозащиты, и в то же время большой и громкий пиар: информационный повод, который можно будет использовать, в частности, в рамках кампании по местным выборам.
Одно дело, если бы это было как с Мельничуком: представление появилось, и он вынужден был оправдываться. Но Ляшко с самого начала создал предпосылки, чтобы использовать аргумент, что это представление якобы потому и появилось, что таким образом оказывают давление на радикалов за то, что они голосовали против конституционных изменений, и за то, что вышли из коалиции.
Поэтому оппозиционный статус будет использоваться ими для защиты. Он будет апеллировать к общественности, к зарубежным организациям. Не думаю, что это принесет эффект, но, с точки зрения пропагандистского реагирования на ситуацию со снятием неприкосновенности, Ляшко сыграл на опережение. Это тактический ход.
В случае выхода «Самопомочі», и «Батьківщини» из коалиции возникнет риск досрочных парламентских выборов
Еще с весны внутри коалиции сложилась четкая структура: две фракции, связанные с руководством страны, которые, как правило, поддерживали инициативы правительства, и три маленькие фракции, которые не всегда, но очень часто выступали в роли внутренней оппозиции. Фактически, они были полуоппозицией.
Сейчас ситуация осложнилась в том смысле, что объектом критики и сложных отношений стал президент. Не только правительство, не только премьер-министр, но и президент. Кризис внутри коалиции углубился, и выход радикалов Ляшко, конечно же, создает новую ситуацию.
Теперь «Самопоміч», и «Батьківщина», хотя формально они остаются в составе коалиции, будут шантажировать своих партнеров, давя на них возможностью выхода. И тогда возникнет риск досрочных парламентских выборов.
До конца октября нельзя распускать парламент. Парламент, избранный на внеочередных выборах, в течение года распускать нельзя. Но после местных выборов, я думаю, ситуация может осложниться, и эти две маленькие фракции правительственной коалиции будут внутренней оппозицией в коалиции, и будут шантажировать своих больших по численности партнеров по коалиции выходом из нее.
Они будут шантажировать не тем, что не будет их голосов. Как показало голосование по конституционным изменениям и по некоторым другим вопросам, можно компенсировать недостаток голосов от этих двух фракций голосованием части внефракционных депутатов, поддержкой группы «Воля народа», и, по некоторым вопросам, голосами нардепов Оппозиционного блока.
Кстати, могу сразу же опровергнуть слухи о планах создания коалиции с Оппозиционным блоком. Это очевидная глупость. В Оппозиционном блоке на это, возможно, и надеются, но, насколько я знаю, и президент, и премьер-министр прекрасно понимают, что коалиция с экс-регионалами для них равносильна политическому самоубийству: и так проблем много, в том числе имиджевых, а тут еще и это.
И Порошенко, и Яценюк прекрасно понимают, что коалиция с Оппоблоком равносильна политическому самоубийству
Поэтому они и сами на это не пойдут, и должны прекрасно понимать, что в их фракциях значительная часть депутатов категорически против такого союза. И если, допустим, кто-то решит договариваться с Оппозиционном блоком о неком союзе, это приведет к тому, что значительная часть депутатов уйдет из Народного фронта и БПП. Вопрос – будет ли тогда большинство.
Поэтому никакой коалиции с Оппозиционным блоком не будет, а вот тактические союзы по ряду голосований с «Волей народа» и ситуативная поддержка некоторых законопроектов Оппозиционным блоком возможна. Все законопроекты они поддерживать не будут и продолжат оставаться в оппозиции: это особенно выгодно перед местными выборами.
Причем они будут в воинственной оппозиции, тем более, что на их фланге появились конкуренты. Местные элиты дистанцируются от Оппозиционного блока и от власти, и пытаются сами участвовать в местных выборах, поэтому появляются такие проекты как «Наш край» и другие.
Соответственно, в Верховной Раде, скорее всего, во время местных выборов будет доминировать модель ситуативного голосования, когда формально коалиция будет действовать в формате четырех фракций, но реальное большинство будет формироваться за счет голосования больших партий коалиции и кого-то из депутатов ее маленьких фракций, плюс депутатов, которые не входят в состав коалиции.
Например, те же депутаты, которых исключили из «Самопомочі», думаю, будут поддерживать большие фракции коалиции. Запас голосов есть, поэтому реальное большинство будет.