Представители Мирового банка дают оптимистичные прогнозы об украинской экономике, а тем временем украинцы с опаской ожидают традиционного падения курса гривны после очередных выборов.

Верить ли финансистам-оптимистам, и в какую валюту переводить сбережения в октябре? Об этом в интервью рассказал экс-министр экономики Сергей Терехин, который уверен в том, что экономический рост нашей страны — вопрос не экономики, а борьбы с коррупцией и монополиями.

На днях директор представительства Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Чимяо Фан заявил, что украинская экономика будет демонстрировать позитивную динамику уже к концу года, что уже видны ранние признаки стабилизации. Так ли это, по Вашему мнению? И что будет означать такая позитивная динамика для обычных граждан Украины?

За этот год, если сравнить сентябрь того года и нынешний сентябрь, украинский ВВП упал на 14%. ВВП — это композитное значение того, сколько получили брутто люди и компании от того, что они сделали за год.

Я бы не был так оптимистичен. Мне кажется, что из-за того, что стабилизировали валютный курс, риски импортеров и экспортеров уменьшились, и мы можем получить вялое уменьшение падения. В следующем году рассчитывать на рост ВВП не приходится, но уровень падения ВВП замедлится.

«Есть некоторые статистические трюки, чтобы продемонстрировать рост»

Есть также и некоторые статистические трюки, чтобы продемонстрировать рост. Допустим, у нас в апреле этого года было экономическое дно. Все перестали работать. У большинства людей жутко упали из-за этого доходы. И вот если сравнивать, что будет в апреле следующего года, по отношению к апрелю 2015 года, тогда наметится какой-то рост.

Но в сопоставимых деньгах, в реальном ВВП, мне кажется, в следующем году будет падение тоже. Но не такими темпами, как в этом году. Я как экономист думаю, что огромных позитивов не будет. То, что запланировано в проекте бюджета, который уже дали депутатам, по прогнозу макроэкономическому — этого тоже не случится.

Вы говорили, что был период, когда все перестали работать. А был ли потом период, когда все начали работать?

Никто не начал работать. Как дно безработицы у нас было, так и осталось. Более того, усугубилось оно тем, что есть переселенцы, и им тоже нужна работа.

«Как дно безработицы у нас было, так и осталось»

Курс сейчас стабилизировался, что стало условием, как Вы говорите, для замедления падения ВВП. Его стабилизация — случайность или это действительно подкреплено экономическими процессами и это надолго?

Курс стабилизировался потому, что зажали возможности использования иностранной валюты. Вот и все. Поэтому и стабилизировался. Это как пружина, которая может выстрелить в любой момент. Допустим, сегодня, если я не ошибаюсь, за рубеж физлицо может перечислять в день не более 15 тысяч гривень в валютном эквиваленте. Это около 600 долларов.

Раньше такого не было. Банки сейчас не делают больших переводов. А представьте себе, если будет снято это ограничение… То есть то, что курс стабилизировался — это заслуга, в первую очередь, больших участников на валютном рынке. Когда большой структурный банк приходит и говорит: мне надо продать миллиард гривень за доллары — это дестабилизирует курс.

А Нацбанк так сделал, что сейчас такого нельзя сделать. Вы можете только полмиллиона без проверки чиновников Нацбанка купить. И это неправильно. Нацбанк говорит, что это уменьшает возможность оттока капиталов, но, с другой стороны, это убивает любые наши экспортные поставки либо увеличивает стоимость импорта.

«Любая экономика живет в долг»

В страну, где война идет, без предварительной оплаты мало кто будет давать товары вперед. Как это выстрелит — бог его знает. Но, опять же, я достаточно пессимистичен. Любая экономика живет в долг. Если вы решили начать какое-то дело, а у вас за душой три копейки, вы должны у кого-то одолжить для этого дела. А потом отдать. Если вы успешны — вы отдаете.

Вот сегодня средняя стоимость украинских денег — это где-то 35-40% годовых. Вопрос: на каком бизнесе вы сможете получить такую прибыль? На наркотиках? Оружии? Проституции? Ну, может быть хай-тек, если вы гений, как Билл Гейтс. А на каком другом? А ни на каком.

То, что сейчас демонстрируют правительство и Национальный банк вместе с ним, никаких позитивных стимулов для роста экономического, для уменьшения безработицы или для увеличения занятости не делает, я не вижу просто этого.

Если нет экономического роста фактического, то ожидать ли традиционного скачка курса после выборов в конце октября?

Могу вам сказать, что будет. Перед выборами гривня будет укрепляться. Курс в долларах будет идти вниз. Знаете, почему? Потому что зарплаты бабушкам, как правило, не в долларах платят, а в гривнях.

«В октябре вы получите где-то около 22-х гривень за доллар, а вот сразу после выборов будет 23-24»

Любая партия, которая идет на местные выборы, должна ставить всякие палатки, нанимать людей, которые там будут работать. Это могут быть и студенты, не только бабушки. Нанимать людей, которые лепят наклейки какие-то. Таким людям, как правило, платят в гривнях. А загашники у партий, которые я вижу и которые пойдут на эти выборы, как правило, в долларах. Особенно у новоявленных киевских партий гривень нет, их надо получить за доллары или за евро.

Для того, чтобы бабушкам гривны выплатить, надо поменять доллары. Когда приносят в обменники много долларов, предложение долларов вырастет. А вот после выборов, как правило, бывает обратная история.

На выборах, как правило, придерживают те платежи, которые предназначены бабушкам или студентам. Те гривны, которые эти местные финансисты не доплатили бабушкам, которые сэкономили на бабушках — эти товарищи будут ходить и менять эти гривны, чтобы получить доллары или евро. Спрос на иностранную валюту вырастет, поэтому будет скачок курса — маленький, но очень симптоматический. И это так делается всегда при выборах мэра, Верховной Рады, на местных выборах.

Местные выборы будут очень показательными, поэтому все будут упираться и изображать из себя что-то. Траты на них будут большие. Я думаю, что в октябре вы получите где-то около 22-х гривень за доллар, может быть, даже меньше, а вот сразу после выборов будет 23-24. Таков мой прогноз.

А Вы не собираетесь в местную власть сейчас?

Нет.

А почему?

А зачем? Каким образом экономист может помочь поменять унитазы в отдельно взятом доме? Местная власть должна заботиться о повседневной жизни людей — о дорогах, домах, крышах и так далее. Я в этом ничего не понимаю.

«Экономический рост Украины — вопрос не об экономике, а из сферы коррупции и монополизма»

Вы говорите о том, что экономического роста Украине ожидать не приходится, потому что серьезных изменений в сфере экономики власть не совершает. Как Вы считаете, на что Украине нужно сделать в экономике ставку, чтобы в ближайшие 5-10 лет значительно улучшить уровень жизни граждан?

Хороший вопрос. Он не в плоскости экономики лежит. Он из сферы коррупции и монополизма. Пока у каждого не будет возможности выбирать поставщика электроэнергии или газа или кто будет у нее мусор вывозить, ничего не будет. Если опуститься с небес на землю, так что человеку нужно-то? Крыша над головой, элементарное питание, которое поддержит его физиологию, плюс образование и церковь, если есть желание.

В той идеологии, которая сейчас, которая в принципе ничем не отличается от прошлых правительств наших, я не вижу ответа по этим вопросам. Бороться с коррупцией? Ну, боремся, много законов понаписывали — и что? Боремся с монополизмом? А тем временем очередной договор с «Киевводоканалом» подписываем.

Сама суть, роль правительства у нас не изменилась. Это люди, которые там сидят и нам говорят, по каким правилам жить. А ведь наоборот нужно: чтобы правительство брало наши правила, наши прихоти и пыталось их удовлетворить за счет денег, которые мы платим этому правительству как налоги. Это есть у нас? Нет.

Креативные индустрии, инновационная экономика, стартапы — если Украина сделает ставку на развитие этих отраслей, сможем ли мы улучшить материальное положение народа?

Суть вашего вопроса в том, умные ли наши люди, или нет. Могу вам сказать, что в среднем они умные. Потому что в мировом списке хакеров Украина стоит на третьем месте после США и Китая. Ведь умные же? То, что они не на то нацелены — это другой вопрос. Но если они ломают программы, которые были созданы умными людьми в «силиконовой» долине — значит, умные.

«Здесь живут совершенно умные, образованные люди. Их бы только образовать от хакерства в какое-то мирное русло»

Здесь живут совершенно умные, образованные люди. У нас все-таки, как бы ни ругали методы образования, люди очень образованные. Единственное, что вот бы их образовать от хакеров в какое-то мирное русло. Это было бы здорово. У нас есть люди, которые могут давать нематериальные услуги. Те, которые потребляются не для того, чтобы покушать, а для того, чтобы развиваться как человек — морально, интеллектуально — у нас полно таких людей. Но где правительственная поддержка такого рода людей?

А вообще это вопрос к Министерству экономики или к премьеру, а не ко мне. У них деньги есть, они могут заниматься бюджетированием этих денег? Посылать их в программы, которые будут точкой роста нашей страны? К сожалению, сейчас общий клич экономии, потому что война. И этот клич заканчивается тем, что деньги налогоплательщиков совершенно нерационально используются.

«Поднятие зарплаты на 13% при 600% платы за квартиру — оно ведь тоже не направлено на рост, на будущее»

Если даже на бюджетниках экономят… Поднятие зарплаты на 13% при 600% платы за квартиру — оно ведь тоже не направлено на рост, на будущее. Мне кажется, что это правительство — оно разговорчивое такое, англоязычное, но оно думает только о сегодняшнем дне. О завтрашнем — вряд ли.

Что с этим делать — я не знаю. Я из политики ушел на некоторое время, взял паузу, и, мне кажется, посмотрю со стороны, что будет.

Как Вы оцениваете ход налоговой реформы?

В прошлый понедельник мы три часа сидели в Комитете ВР по налогам и таможне и пытались выяснить концепцию того, что хочется сделать и для чего. Главное — для чего. Знаете, чем похожи новации Яресько и новации Южаниной? То есть Порошенко новации, я так понимаю, ведь Южанина все-таки из его блока. Так вот, эти новации похожи одним: каким образом собрать больше денег.

«Налоговая реформа сводится к тому, как, манипулируя налоговым кодексом Азарова, денег больше собрать»

О каких-либо стимулах, о креативной экономике или об IT-реформе речи не идет. Каким образом, как, манипулируя налоговым кодексом Азарова, денег больше собрать — и все, точка. Нет ничего там большего. Я там просидел много часов, другая группа собирается вечером — я туда не пойду. Нет смысла, нет идей.

Я думаю, что все это закончится, как и в прошлые годы, когда под бюджет необходимо сделать баланс, и когда вам скажут: для того, чтобы профинансировать какой-то там музей или бедных переселенцев, нам необходимо или поднять какие-нибудь налоги, или убрать какие-нибудь льготы. Вот этим и закончится.

Но ведь необходимость из чего-то сделать бюджет, покрыть дефицит Пенсионного фонда — она же есть, и с ней что-то нужно делать, или нет?

Посмотрите на зарплаты у людей. На то, как растет квартирная плата при этом. Ну, давайте поднимем налоги в этих условиях! Я вам напоминаю, что с сентября на 25% электроэнергия вырастет, а с октября в полтора раза газ и тепло. Налоги надо поднимать со всем этим? И что?

Тогда за счет чего покрыть дефицит Пенсионного фонда и обеспечить профицит бюджета?

Знаете, сколько в Пенсионном фонде работает людей, чтобы выплачивать пенсии? 35 тысяч. Это надо? Когда все это должно делаться технически просто. У нас же компьютеры появились, программы всякие. Платится все через банки, а не на руки, как раньше ходили получать в Совбезе это все дело.

Или вот еще случай. Сергей Соболев из «Батькивщины» в Верховной Раде показал платежку «Нафтогаза» компании «УкрГазДобыча». Для нормального человека, казалось бы, какая разница, что там в этой платежке. А оказывается, что «УкрГазДобыча» по нашему какому-то закону, который был принят уже в пост-майдановской Верховной Раде, забирает весь газ, который добывается в Украине, и потом продает его для нужд населения.

«Где две государственные компании находят в четыре с половиной раза больше денег за газ, которые потом возлагают на людей?»

Посредником между населением и этим «УкрГазДобычей» является почему-то «Нафтогаз». Я не понимаю, почему. И вот этот «Нафтогаз» покупает за 1580 гривень тысячу кубометров газа, а продает населению за 7800 гривень. И вопрос: почему две государственных компании — а они обе государственные — где-то находят в четыре с половиной раза больше денег, которые потом возлагают на людей? А это же не только газ. Из газа получается теплая вода, батареи, транспорт. Откуда это?

Мне кажется, что ничего не изменилось, к сожалению. Как воровали, так и воруют, только фамилии другие. Хотя, как мне кажется, получатели те же самые.

На прошедшей неделе советником Яресько по налоговым вопросам был назначен Артур Лаффер, который консультировал когда-то Рейгана и Тэтчер. Значит ли это, что Яресько станет украинской Тэтчер? Насколько обоснована ненависть некоторых британцев по отношению к Тэтчер, при которой закрылись шахты и исчезло социальное жилье?

Тэтчер сделала очень интересную реформу, если говорить о шахтерах. Она после этого поплатилась своим местом премьера — ненадолго. Но по крайней мере те домохозяйства, которые использовали уголь для того, чтобы топить себя — они до сих пор любят Тэтчер.

Вот что она сделала. Когда шахты были в частных руках и они стали фактически монополистами, она их национализировала. После этого сделала антимонополизацию этих шахт, распродала в руки конкурирующим организациям. И тогда, естественно, стоимость угля упала.

«Допустим, наведем порядок на газовом рынке в Украине — так несколько частных войск олигархов могут возмутиться»

Профсоюзы шахтерские, которые кормились от высокой цены на уголь, конечно же, возмутились. А люди… В среднем британском городке никогда не было газа, всегда дома топили углем. И вот эти люди полюбили Тэтчер в такую усмерть, что она после этого три раза была премьер-министром.

Допустим, наведем порядок на газовом рынке в Украине. Профсоюзы у нас дохлые в Украине. Но несколько частных войск олигархов могут возмутиться. А я вам скажу — бес с ними, этими несколькими олигархами и их войсками. Самое главное — чтобы украинец, украинская семья чувствовали себя комфортнее.

Есть такой индекс качества жизни. Мы сейчас в Европе на 36 или на 37 месте. А я хотел бы, чтобы мы были на первом (Согласно базе данных Numbeo, Украина по индексу качества жизни находится в Европе на 29-м месте из 29. — FaceNews).

Рейгана и Тэтчер иногда называют неолибералами, ассоциируют их с ухудшением социального обеспечения. В Украине такое может случиться?

Экономически Рейган был консерватором, Тэтчер тоже была консерватором, какой либерализм? Рейган сделал одну очень интересную реформу, которую сам и отменил. Это была налоговая реформа. Он снизил налоги на средний класс в Америке и повысил налоги на людей, которые не работают.

Там были очень большие социальные выплаты так называемым безработным, которым было выгодно не работать. Потому что если бы они пошли в МакДональдс, они получили бы меньше, чем из фондов по безработице. И Рейган сделал еще один финт. Он рассказал, что после Никсона давайте уменьшим налоги на миллионеров. Это было в 1982-м. Казалось бы, очень непопулярно.

«Из-за реформы Рейгана сдох Советский Союз»

На что он сказал, что если платите налоги более чем с миллиона долларов, то тогда то, что зарабатываете свыше этого миллиона, будет облагаться по меньшей ставке, чем то, что вы заплатили за заработанное до миллиона. И огромное количество миллионеров, которые сидели где-то в Панаме или на Карибах, приехали в Америку, задекларировали все эти дела, заплатили там налоги и чувствовали себя очень хорошо.

И, между прочим, при Рейгане из-за того, что все эти инвестиции назад вернулись из офф-шоров, был огромный экономический бум. И, между прочим, из-за этого экономического бума в том числе сдох Советский Союз.

Обратный пример — президент Франции Олланд. Он, когда пришел на свой пост, на доходы свыше одного миллиона евро засунул налог с превышением в 75%. Для Франции миллион евро в год — это средний бизнес. Это ресторанчик, например.

И в результате этого налога у него закис полностью средний класс. Как ни парадоксально, в таких пиренейских странах, которые всегда пасли задних, как Испания и Португалия, динамика развития среднего класса теперь выше, чем во Франции. А дорогие французы переехали в Бельгию, в Данию, в Германию.

В украинском исполнении рейганизм и тэтчеризм как может выглядеть сейчас?

А никак. Для того, чтобы применить приемы Рейгана или Тэтчер, необходимо поменять украинцев на американцев или англичан.

Зачем тогда Яресько советник из Стэнфорда и Йеля?

Не знаю. Может быть, он симпатичный человек.

Любые налоги являются в демократической стране продуктом мировоззрения человека. Грубо говоря, человек соглашается платить налогов ровно столько, сколько он считает, что ему правительство отдает услуг за эти налоги. Он не платит налоги как что-то богом данное, а он покупает услуги в правительстве.

Украинцы очень патерналистические люди. Мы хотим больше получать и меньше платить. И сейчас правильно хотим, потому что абсолютно правильно думаем и знаем, что большая часть того, что мы платим, тратится не на нужды того, кто платит, а на нужды тех, кто собирает.

Источник: kurs.com.ua

Предыдущая статьяКерівництво оборонних заводів підозрюється в фіктивних закупівлях мікросхем та привласненні 50 мільйонів
Следующая статьяУ Вінниці медики та громадські діячі об’єдналися заради «прозорості»