Эта неделя прошла в Киеве под знаком Украинского энергетического форума института Адама Смита.
Традиционно скучное мероприятие на этот раз удивило драйвом, став площадкой для споров вокруг реформирования «Нафтогаза Ураины».
Лагерь президента Петра Порошенко настаивал на своей версии, а спикеры премьера Арсения Яценюка лоббировали свою.
Оба предложения роднило только то, под каким соусом они подавались: внедрение европейских правил игры на украинском рынке.
Под этим «камуфляжем» отчетливо просматривается начало войны за перераспределение контроля над ключевыми энергетическими активами страны.
Первый из них — «Укргаздобыча», чьи доходы в ближайшее время возрастут до неприличных цифр.
В борьбе за их распределение по одну сторону баррикад борется причудливый ситуативный союз премьер-министра и Рината Ахметова, а по другую — экзотическое объединение президента с главой депутатской группы «Воля народа» Ярославом Москаленко.
В поисках паритета
Реформа корпоративного управления «Нафтогаза» была запущена в 2015 году постановлением Кабмина №1002.
Документ предусматривает передачу 100% акций «Нафтогаза» от Министерства энергетики к Минэкономразвития и формирование во главе госкомпании независимого наблюдательного совета.
Таким нехитрым способом планировалось вписать НАК в рамки европейского законодательства и привить госкомпании иммунитет к зависимости от власти.
Призовой фонд за выполнение этих мероприятий солидный — получение кредитов ЕБРР. Это тот редкий случай, когда декларируемые планы власти совпали с ее реальными намерениями.
В общем, это был нудный бюрократический процесс до тех пор, пока свой взгляд на происходящее не высказало Минэнерго, которое через Владимира Демчишина курирует Петр Порошенко.
Там предложили первым делом вывести из управления «Нафтогаза» ключевое сырьевое звено — «Укргаздобычу» — и только после этого включить обе компании в созданный при Минэкономики государственный холдинг. В нагрузку ведомство Демчишина предложило передать госхолдингу акции и других ключевых предприятий отрасли, включая «Энергоатом» и «Укргидроэнерго».
Позиция Демчишина по этому вопросу благородна — он старается не для себя, а для команды. Так, управление перечисленными компаниями почти всегда осуществлялось не по строгой бюрократической вертикали, через Минэнерго, а «смотрящими» от первых лиц страны — премьера или президента — в зависимости от достигнутых между ними кулуарных договоренностей.
Это говорит о том, что под предлогом реформы корпоративного управления НАК в президентской команде затеяли перераспределение контроля над «голубыми фишками» ТЭК.
Понять Порошенко несложно: из всех перечисленных энергокомпаний под его крылом находится только «Укргидроэнерго», тогда как окружение Яценюка курирует и «Энергоатом», и «Нафтогаз».
Произошедшие и потенциальные кадровые потери групп в 2015-2016 годах в борьбе за оперативный контроль и финансовые потоки ПАО «Укргаздобыча» | |
ГРУППА ПРЕЗИДЕНТА
(Ярослав Москаленко) |
ГРУППА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
(Николай Мартыненко, Ринат Ахметов) |
Произошедшие потери | Произошедшие потери |
Сергей Костюк (предправления УГД) | Александр Сомов (замред УГД) |
Вадим Шленчак (зампред УГД) | Виктор Гладун (зампред-финдиректор УГД) |
Ирина Саченко (департамент финансов УГД) | Потенциальные потери |
Алла Данильченко (департамент финансов УГД) | Андрей Коболев (предправления НАК) |
Марина Мельниченко (отдел по закупкам УГД) | Юрий Витренко (директор по развитию бизнеса НАК) |
Александр Савченко (глава службы безопасности НАК) | Константин Пожидаев (глава службы безопасности НАК) |
Потенциальные потери | Александр Романюк (зампред УГД) |
Юрий Рубиш (финдиректор УГД) | Роман Беляга (директор по методологии закупок НАК) |
Андрей Пасишник (глава набсовета УГД) | Андрей Токарь (директор по вопросам закупок УГД) |
Олег Прохоренко (предправления УГД) |
Сотри и выиграй
Игрой по перекраиванию устоявшейся архитектуры власти премьерский и президентский лагеря увлечены уже около года, поэтому обмен уколами на энергофоруме между «яценюковским» директором по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрием Витренко и «порошенковским» Владимиром Демчишиным не привлек к себе особого внимания.
Хотя это как раз и подтверждает, что оппоненты пошли в открытую стадию борьбы, параллельно запустив процесс привлечения на свою сторону единомышленников.
Визуально этот процесс можно было наблюдать в последних числах февраля, когда произошла смена финансового директора «Укргаздобычи»: вместо Виктора Гладунаназначен Юрий Рубиш.
Гладун, хоть и имеет опыт работы в ДТЭК, тем не менее, считается представителем интересов близкого к премьер-министру Николая Мартыненко.
Запись в трудовой книжке Рубиша удивляет не меньше: он был сотрудником «Молодь спортлото». Однако его основное преимущество в том, что до последнего времени он был советником главы «Укргидроэнерго», назначенным на эту должность по квоте «президентского» Демчишина.
Таким образом, смена финансового директора «Укргаздобычи» ослабила позиции команды Яценюка, параллельно усилив авторитет Порошенко.
По данным источников ЭП, дальше у президента планировали заменить главу «Укргаздобычи» Олега Прохоренко, который, перекрыв основные каналы воровства денег из госкомпании, не оправдал доверия.
При этом многие собеседники на рынке говорят, что право предложить своего кандидата на эту должность у Порошенко уже отдали главе партии «Воля народа» Ярославу Москаленко взамен за согласие последнего голосовать в парламенте синхронно с БПП.
Премьерский лагерь эти планы не на шутку взбудоражили, поэтому Яценюк привлек на свою сторону тяжелую артиллерию — Рината Ахметова.
Первое прямое доказательство объединения усилий премьера с донецким олигархом появилось на свет 29 февраля, когда был заменен директор корпоративной безопасности «Нафтогаза»: вместо Александра Савченко, которого в свое время Игорь Коломойский называл симпатиком «Воли народа», был назначен экс-глава службы безопасности ДТЭККонстантин Пожидаев.
Привлечь донецкого олигарха на свою сторону премьеру ничего не стоило. Ахметова откровенно раздражают попытки команды Порошенко подчинить его себе через давление на энерготарифы ТЭС ДТЭК и попытки блокирования работы входящей в состав этой группы компании «Нефтегаздобыча».
Таким образом, по одну сторону процесса оказался союз Порошенко-Москаленко, а по другую — тандем Яценюка-Ахметова. Произошедший между сторонами размен фигурами — только начало процесса.
Например, в первоочередных планах премьерского окружения — снять с должности главы набсовета «Укргаздобычи» Андрея Пасишника, он воспринимается ими как член команды Порошенко. А в президентской свите спят и видят увольнение с должности первого замглавы «Укргаздобычи» Александра Романюка, он считается близким к Яценюку.
Провести эти волнующие многоходовки каждая из сторон спешит до апреля, когда тарифы на газ «Укргаздобычи» вырастут почти в два раза, адекватным образом повысив доходы многострадальной компании.
Источник: epravda.com.ua