Решение Апелляционного суда - окончательное и обжалованию не подлежит: предприниматель Фирдовси Сафаров полностью оправдан по навешанным на него обнаглевшей милицией административным статьям

Статья «В Винницкой области милиционеры шесть часов издевались над предпринимателем», опубликованная в RIA, наделала много шума. Но дело о том, как не разминулся гражданин Украины азербайджанского происхождения Фирдоуси Сафаров и начальник Могилев-Подольской милиции, за месяц обросло большим количеством нестыковок.

Есть две версии развития конфликта. Первую официально поддерживает руководство милиции: начальник милиции Василий Шрамко правомерно применил спецсредство – урезонил в момент сопротивления законным требованиям милиции хулигана Фирдоуси Сафарова дубинкой по ягодицам. Вторая, на которой настаивает потерпевшая сторона и ряд свидетелей: предприниматель Сафаров был жестоко избит милицией, получил сотрясение мозга, множественные телесные повреждения, с которыми попал в районную больницу.

 

С матом на гражданина начальника

Начальник райотдела Шрамко: суровый или справедливый «шериф»?

 

Позиция могилевской милиции непоколебима: находясь за рулем своего автомобиля, где в салоне были еще жена и трехлетняя дочь, Фирдоуси Сафаров добровольно остановился возле внедорожника «Хюндай», принадлежащего начальнику милиции Василию Шрамко, чтобы… обматерить его.

Причина для таких хулиганских действий Сафарова — недовольство тем, что не работающий в Госавтоинспекции Василий Шрамко несколькими минутами ранее взмахом невооруженной жезлом руки остановил авто, которое буксировал на металлолом другой автомобиль, принадлежащий семье Сафаровых.

«Сделав предпринимателю несколько корректных замечаний и убедившись в полном отсутствии на них адекватной реакции», сотрудники милиции, как они сами об этом заявляют, предложили Сафарову проехать в райотдел. Но встретили категорическое несогласие. Тогда доставили силой.

Поскольку при входе в райотдел Сафаров «цеплялся за перила и злостно сопротивлялся», начальник Шрамко применил к ягодицам Сафарова резиновую дубинку. Затем Сафарова вежливо допросили о причинах его недостойного поведения и отпустили на все четыре стороны. И предупредили, что вскоре ему придется отвечать в суде за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законным требованиям сотрудников милиции.

Сторон, на которые отпустили Сафарова, оказалось не четыре, а одна. Уже спустя два часа после душещипательной беседы со Шрамко и его законопослушными коллегами скорая привезла «хулигана и дебошира» в приемное отделение местной больницы.

Автор допускает, что с Сафаровым обошлись предельно корректно, и что предприниматель нагло клевещет на милицию. А также, что Сафаров переступил некую невидимую нить во взаимоотношениях с милицией, и что нет никаких телесных повреждений, и что сотрясение мозга – симуляция самого Сафарова.

Да, милиция имеет право в порядке, предусмотренном Законом, применять к правонарушителям физическую силу, спецсредства, а в некоторых случаях и оружие смертельного действия. Но была ли история «усмирения Сафарова» именно таким, предусмотренным законом, случаем?

Оказалось, что кроме, как матюками и нежеланием садиться в машину, Сафаров никаких законов не нарушил (!), милиция не имела претензий ни к его автомобилю, ни к соблюдению Сафаровым Правил дорожного движения.

— Для нас это дело является стратегически важным, – говорит координатор Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. – Ведь история Сафарова – это не только вопиющая несправедливость, но и откровенный расизм.

Так зачем же потребовалось силой доставлять в райотдел? Остается также загадкой, что делал главный могилевский милиционер на своей частной машине в центре города и имел ли он право просто рукой останавливать непонравившийся ему «автопоезд»? Да и с телесными повреждениями Сафарова не все ясно. Милиционеры утверждают, что применяли физическую силу к его ягодицам, но сотрясся почему-то… головной мозг. Также непонятным остается и то, что куртка, в которую был одет Сафаров, оказалась после выхода из милиции разорванной в клочья, а тело Сафарова гораздо выше ягодиц — покрытым ссадинами и кровоподтеками.

 

Версия Сафарова: «начальник зарядил сразу!»

По словам самого Фирдоуси Сафарова, поговорить с начальником милиции на улице в Могилеве-Подольском он практически не успел, в ответ на «что тут случилось?» местный шериф, который весит далеко за 100 килограммов, «зарядил» со всего маху Сафарову кулаком в голову, а в дальнейшем расправа и издевательства продолжались в райотделе. Фирдоуси Сафаров утверждает, что его избивал лично подполковник Шрамко, а также несколько его подчиненных. Основная причина избиения – национальность Сафарова, которого начальник отнес к «черножопым».

Жена Сафарова Елена, находящаяся с ребенком все это время под райотделом, дозвонилась до начальника местного водоканала Натика Салтанова. Тот возглавляет общину этнических азербайджанцев Могилева-Подольского. Приехавший в райотдел милиции Салтанов застал там избитого Сафарова, а когда последний обратился к Салтанову с просьбой о помощи на азербайджанском языке, Василий Шрамко при нем «начал избивать Сафарова руками».

Семья Сафаровых приняла решение добиться правовыми методами наказания виновных в избиении и издевательстве над Фирдоуси. В поисках справедливости Сафровы обратились в Винницкую правозащитную группу, которая предоставила Сафаровым бесплатного адвоката.

 

Версия винницкой милиции: все законно

Начальник облуправления милиции Валерий Ноник поддерживает своего подчиненного. Он собственноручно подписал результаты служебного расследования, проведенного инспекцией по личному составу винницкой милиции. По выводам этой инспекции, Василий Шрамко не только действовал в рамках закона, но и даже пострадал: на руках у «шерифа» обнаружились несколько синяков, которых он не смог утаить от бдительной судебной медицины.

Отдел по связям с общественностью областного управления трактовал ситуацию так:

«Возник конфликт, поскольку Сафаров отказался предоставить документы на транспортное средство. Собственнику предложили проехать в райотдел милиции, он отказался, оказал физическое сопротивление, причинил начальнику райотдела милиции легкие телесные повреждения, которые зафиксированы судмедэкспертизой. В отношении Сафарова были применены методы физического воздействия, его доставили в райотдел и составили административные протоколы по ст.173 КУпАП (мелкое хулиганство) и по ст.185 КУпАП (злостное сопротивление законным требованиям сотрудников милиции), после чего он был отпущен из райотдела.

Материалы проверки, которая провела инспекция по личному составу милиции, были направлены в районную прокуратуру, которая признала действия сотрудников милиции Могилев-Подольского райотдела отвечающими Закону Украины «Про міліцію» и были совершены в рамках полномочий. Седьмого апреля прокуратура вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции этого райотдела».

 

Версия правозащитников: в деле пытки и расизм

— Для нас это дело является стратегически важным, – говорит координатор Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. – Ведь история Сафарова – это не только вопиющая несправедливость, но и откровенный расизм.

— Если удастся доказать, что над Сафаровым издевались именно так, как описывает он и другие независящие от милиции и не работающие в милиции свидетели, то наказывать нужно не только непосредственных виновников беспредела, но и как минимум начальника винницкой милиции Ноника, который признал действия своего младшего коллеги вполне законными. Напомню, совсем недавно генерал-майор поддержал действия немировских милиционеров, вежливо поговоривших с местным жителем Олегом Мельником, который навсегда запомнит этот разговор, так как после него получил перелом руки, — говорит Дмитрий Гройсман.

Чтобы жалобы многочисленных граждан Украины, которые пребывают в служебных помещениях милиции, на пытки и унижения не оставались «словами против слов», еще бывший министр внутренних дел Юрий Луценко распорядился оборудовать все райотделы Украины камерами видеонаблюдения, присоединенными к видеомагнитофонам, чтобы в случае конфликта можно было бы объективно воссоздать картину происходящего. Недавно прокуратуре в Крыму пришлось возбудить первое в истории Украины уголовное дело против милиционеров «Беркута», которые попались на камеру в ходе избиения задержанного. А в Винницкой милиции дела с видеофиксацией обстоят вообще очень странно. По отчетам, видеокамеры стоят, где надо и фиксируют, что надо.

Так ли все плохо, как рассказывает правозащитник, редакция RIA сейчас проверяет. Но винничане помнят, что камера видеонаблюдения, установленная в изоляторе временного содержания областного центра, почему-то оказалась выключенной именно в тот момент, когда летом прошлого года там находились заключенные Зозуля, Платонов, Мысак, Майструк и Петрановский, вскрывшие себе вены в знак протеста против издевательств сотрудников изолятора. Не оказалось видео и в Немировском райотделе милиции в момент, когда там ломалась рука Олега Мельника, не сработала на запись и видеокамера, купленная на деньги налогоплательщиков и установленная справа от главного входа в Могилев-Подольский райотдел.

Вот и сейчас, всплывут ли капризы милицейской видеотехники в деле Сафарова, которое будет слушать райсуд?

 

Европа им поможет?

Эксперты говорят, что окончательную точку в этом деле будет ставить Европейский суд по правам человека. Вряд ли в Украине Сафарову удастся доказать то, что его незаконно избили милиционеры.

Хотя и в такую перспективу верится, с трудом. 11 мая истек срок, установленный Евросудом для того, чтобы подать свои возражения на жалобу жителя Шаргорода Анатолия Кулика, который обвиняет двух старших офицеров милиции в пытках и издевательствах. Один из них в чине майора был вскоре изгнан со службы, но сумел восстановиться через суд, второй прекрасно себя чувствует и сегодня на высокой милицейской должности в другом районе.

— Если Анатолий Кулик выиграет дело в Евросуде, мы – граждане Украины, вынуждены будем заплатить ему компенсацию из своего кармана, – говорит Дмитрий Гройсман, который представляет интересы жителя Шаргорода.

Дмитрий Гройсман считает, что это обидно, но справедливо.

— Ведь это мы наняли на работу и терпим в милиции таких «шерифов», таких старших офицеров, таких генерал-майоров и таких министров внутренних дел, — говорит правозащитник.

На подходе в Страсбурге и другое нашумевшее винницкое дело – по жалобе Юрия Заболотного на жестокие пытки, которым он якобы подвергся в винницком управлении по борьбе с организованной преступностью.

Правозащитники считают, что милиционеры, которые с готовностью «распускают руки», как правило, делают это систематически. Поэтому в Винницкой Правозащитной Группе не удивились тому, что, поработав в Могилеве-Подольском всего лишь один день, смогли задокументировать несколько однотипных жалоб граждан на местное милицейское начальство. Видео правозащитников о трудовых буднях могилевской милиции уже увидели сотни людей. Сегодня мы размещаем его на www.20minut.ua и призываем читателей рассказывать нам о собственном опыте общения с милицией.

 

Жена Сафарова Елена:

Жена Сафарова Елена

 

 

 

 

«Когда я увидела, что мужу заломили руки, и Василий Петрович (Шрамко) сам лично бьет, я бросилась к ним. На меня кричали: «Сука, отойди!» Потом Шрамко турнул меня в грудь, и мы с ребенком упали…»

 

Начальник милиции Шрамко:

«Не все так чисто в показаниях Сафарова, дело которого подняли многие СМИ на национальном уровне. Правота на стороне милиции. Кто-то в этом заинтересован, чтобы раскрутить «тему расизма», кому-то это выгодно. Но вы поинтересуйтесь у людей, как они оценивают взаимоотношения милиции в Могилеве-Подольском с национальными меньшинами, с простыми людьми. Претензий, думаю, вы мало услышите! После чего Сафаров не имел желания садиться в автомобиль для доставки в райотдел? Почему матерился, оказывал сопротивление? Его задело, что милиция остановила его машину? Так были нарушения Правил дорожного движения. Этот автомобиль двигался без поворотов и создавал аварийную ситуацию. И его нужно было остановить! Телесные повреждения могли быть получены Сафаровым при принудительном доставлении в райотдел, и это рядовая ситуация, которые встречаются в работе милиции, не стоит из этого накручивать скандал. А точку в этом деле поставит суд».

 

Директор «Водоканала» Натик Солтанов:

Натик Солтанов

 

 

 

 

«Я приехал в райотдел, в кабинете сидел Шрамко, Сафаров. Сафаров сказал, что его избивают мне по-азербайджански. И тогда на моих глазах Шрамко стал избивать Сафарова».

Артем Фляжников, для RIA, 8.06.11

Просмотреть PDF можно по этой ссылке:

23-08062011

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая статьяСуд оправдал «черножопого», которого побил «беложопый» могилев-подольский шериф
Следующая статьяВысокое напряжение подлости